СЕНА́Т
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕНА́Т, 1) в ряде стран – название верхней палаты парламента (Бразилия, Италия, Франция и др.). С. участвует в законодательстве и обычно обладает правом вето в отношении законов, принятых нижней палатой. С. ратифицирует или участвует в ратификации междунар. договоров, назначает некоторых высших должностных лиц, решает вопрос об импичменте президента и др. С. формируется разл. способами: прямыми выборами (США), косвенными выборами (Франция), в некоторых странах сенаторы назначаются (Канада). 2) В ряде государств – название высшего органа гор. управления (напр., Сенат Берлина). 3) В некоторых странах – название отделений (коллегий) в составе высших судов (Австрия, ФРГ).
Прообразом учреждений такого рода и источником самого понятия стал сенат римский.
4) В России Правительствующий (Высокий в 1726–30) Сенат, в 1711–1917 в зависимости от внутриполитич. обстоятельств – высший орган гос. власти, подчинённый монарху, центр. гос. учреждение или фактически совокупность центр. учреждений. Функции С. менялись. Образован взамен Боярской думы указами Петра I от 22.2(5.3) и 2(13).3.1711 как врем. коллегиальный орган, замещавший царя на случай его отсутствия в столице. На практике действовал постоянно. Адм. деятельность С. была чрезвычайно разнообразной: к его обязанностям относились восполнение произошедшей убыли в войсках, заведование приходом и расходом казённых средств и многое другое. С. являлся также судом первой инстанции по наиболее важным делам, с 1713–14 – и высшей судебной инстанцией по обыкновенным делам (первоначально решения С. не были окончательными, допускались жалобы государю). Делопроизводство велось в канцелярии С. (делилась на столы), возглавлявшейся обер-секретарём (до 1722). С учреждением коллегий в 1717–18 С., которому «правление государства поверено», занял главенствующее положение в коллежской системе (такой статус закреплён Генеральным регламентом 1720). Одновременно С. стал высшей надзорной за законностью инстанцией. Его приговоры приобрели характер безапелляционных: жалобы на решения С. было запрещено приносить под угрозой смертной казни [указ Петра I от 22.12.1718(2.1.1719)]. Значение С. в качестве высшего апелляционного суда закреплено учреждением в 1720 должности рекетмейстера, или генерал-рекетмейстера (первоначально просто «персона знатная»; при С. должность существовала до 1727 и в 1730–1810). Генерал-рекетмейстер принимал жалобы на волокиту и «неправосудие» коллегий и канцелярий (подавать челобитные лично монарху было запрещено), решал дело сам или после распоряжения императора передавал его на рассмотрение в С., с 17(28).4.1722, даже при отсутствии челобитной, в случае обнаружения злоупотребления мог возбуждать дело и докладывать о нём императору. С 1722 при С. действовала Герольдия.
Контроль за произ-вом дел в С. первоначально осуществляли генеральный ревизор (1715–20), обер-секретарь сенатской канцелярии (1720), штаб-офицеры гвардии (1721). С 1722 гласный надзор за законностью деятельности С. и всех Присутственных мест империи осуществлял генерал-прокурор при С. (в 1763–74 при 1-м деп-те С.) (тайный адм.-финансовый надзор в 1711–30 проводился фискалами во главе с обер-фискалом, позднее – генерал-фискалом). Генерал-прокурор (его должность существовала до 1726 и в 1730–1802, в 1735–40 оставалась вакантной) имел право доклада монарху по делам С. и объявлял С. Высочайшую волю, возглавлял канцелярию С., ему подчинялись обер-прокуроры (до 1763 один, в 1763–74 – пять во 2–6-м департаментах, затем – в каждом деп-те С.). В его ведении находились прокуроры при коллегиях (1722–26 и в 1730–1802) и надворных судах (1722–26 и в 1730 – кон. 1790-х гг.), а также губернские прокуроры (1733–1802).
При преемниках Петра I статус С. и сфера его деятельности менялись. В 1726–30 С. был ответствен фактически перед Верховным тайным советом. Манифестом от 4(15).3.1730 имп. Анна Ивановна предприняла попытку восстановить С. как высший орган гос. власти. Ему были возвращены прежние права на тех же основаниях, на которых он действовал при Петре I. С. был разделён на 5 департаментов [указом от 1(12).6.1730]. Однако преобразования оказались кратковременными: указом от 11(22).11.1731 установлена отчётность С. перед Кабинетом министров (см. Кабинет министров 1731–41). Имп. Елизавета Петровна восстановила С. в «прежней силе» как высший орган гос. власти. К разнообразным адм. обязанностям С. добавилось руководство первым общегосударственным (т. н. Елизаветинским) межеванием земель в России, для этого при С. в 1754 учреждена Гл. межевая канцелярия [см. Межевая канцелярия (в 1-м значении)]. С. находился в Москве (1711–1712, 1728–33) или в С.-Петербурге (1712–1728, 1733–63), имел конторы в Москве (1722–28, 1733–63) или в С.-Петербурге (1728–33).
Имп. Екатерина II вновь несколько ограничила влияние С. Она оставила за собой право предписывать С. вторичное рассмотрение законченного дела в случае, если найдёт это нужным [указ от 19(30).7.1762]; потребовала указом от 2(13).6.1763 предоставления ежедневных рапортов из С. о решённых в нём делах. Манифестом от 15(26).12.1763 разделила С. на департаменты: 1–4-й в С.-Петербурге, 5–6-й в Москве, которые фактически приобрели характер совокупности центр. учреждений. Каждый деп-т по общему правилу действовал независимо от др. департаментов, решал дела собств. властью (гл. отличие от прежних департаментов), определённой тематич. направленности и/или территориальной принадлежности. Существенное значение имели 1-й (адм. дела, дела по герольдии и мн. др.) и 2-й (судебные, апелляционные и межевые дела) департаменты. Решения принимались единогласно, в спорных случаях дело переносилось в общее собрание С. (с 1763 собрания петерб. и моск. департаментов, в 19 в. – общие собрания департаментов преим. одной тематич. направленности), а если не могло быть решено и здесь, то на Высочайшее усмотрение. В 1774 роль ген.-прокурора возросла, по решению имп. Екатерины II он должен был надзирать за произ-вом дел в 1-м деп-те, общем собрании, наблюдать за деятельностью обер-прокуроров в др. департаментах, являлся гл. начальником как сенатской канцелярии, так и канцелярий всех департаментов. Общее присутствие всего С. собиралось в особо торжеств. случаях, напр. при принесении присяги новому императору.
В ходе министерской реформы 1802 С. потерял значение высшего органа гос. власти, фактически стал центр. судебным учреждением и органом надзора за законностью, подчинённым министру юстиции. Вместе с тем указом имп. Александра I от 8(20).9.1802 С. объявлен «верховным местом империи», которому подчинены все «присутственные места» (на практике эта норма не применялась: в 1803 министры получили право личных докладов императору). С. рассматривал судебные дела в апелляционных департаментах (с распределением гражд. и уголовных дел по территориальной принадлежности). Значение С. как высшей апелляционной инстанции было ограничено: министр юстиции получил право останавливать решённые департаментами С. дела и требовать рассмотрения их в общих собраниях С., а при его несогласии с решением общих собраний – представлять дело на рассмотрение Деп-та гражд. и духовных дел Государственного совета, образованного в 1810. В 19 в., наряду с прежними департаментами, действовали также департаменты – 7-й (1805–72) и 8-й (1805–70) в Москве, 9–10-й (1842–75) в Варшаве. Формой чрезвычайного надзора С. за деятельностью местных учреждений были сенаторские ревизии.
С 1860–70-х гг. значение С. как органа адм. юстиции возросло. В ходе судебной реформы 1864 он преобразован в высшую кассационную судебную инстанцию: в 1866 в С. образованы Гражданский и Уголовный кассационные департаменты, широко пользовавшиеся правом толковать законодательство, основываясь на «общем смысле законов»; значит. место в деятельности С. заняло толкование законов о поземельном устройстве, органах крестьянского управления и самоуправления (в 1884 эти дела сосредоточены во вновь созданном 2-м деп-те). Апелляционные департаменты упразднялись по мере введения новых судебных учреждений на всём пространстве империи (завершено в 1897). В 1872–1917 Особое присутствие Правительствующего Сената рассматривало отд. политич. дела в качестве суда первой инстанции. В 1898 для рассмотрения жалоб и протестов на решения и приговоры дореформенных судебных учреждений, Римско-католич. духовной коллегии и Евангелическо-лютеранской духовной консистории и пр. был образован Судебный деп-т Сената.
Сенаторы назначались монархом, имели чины не ниже первых трёх классов Табели о рангах; их численность не регламентировалась (в 18 в. от 9 до 30 чел., в 19 в. – св. 100 чел.). В 19 в. часть сенаторов «присутствовала» в С. (105 чел. в 1874), для остальных звание сенатора было почётным и не связывалось с к.-л. обязанностями («неприсутствующие сенаторы», 55 чел. в 1874). С. обнародовал законодат. акты. Первоначально С. рассылал законодат. акты и распоряжения центр. и местным органам власти в виде отд. оттисков, позднее публиковал их в газетах «Санкт-Петербургские сенатские ведомости» (1809–1917; с 1893 «Сенатские ведомости») и «Собрание узаконений и распоряжений правительства» (с 1863). Издавал также «Решения...» Гражданского и Уголовного кассационных департаментов (с 1867). При С. сформировался архив – богатейшее собрание документов [частично опубл. в изданиях: «Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого» (т. 1–6, 1880–1901), «Сенатский архив» (т. 1–15, 1888–1913) и др.]. Для С. были построены спец. здания в Москве (1776–87, арх. М. Ф. Казаков) и в С.-Петербурге (1829–34, арх. К. И. Росси).
После Февр. революции 1917 все права императора по отношению к С. были присвоены Врем. правительству. С. упразднён после Окт. революции 1917 Декретом СНК о суде № 1 от 22.11(5.12).1917.