Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕНА́Т

Авторы: О. А. Тарасова; Д. И. Раскин (19 – нач. 20 вв.)

СЕНА́Т, 1) в ря­де стран – на­зва­ние верх­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та (Бра­зи­лия, Ита­лия, Фран­ция и др.). С. уча­ст­ву­ет в за­ко­но­да­тель­ст­ве и обыч­но об­ла­да­ет пра­вом ве­то в от­но­ше­нии за­ко­нов, при­ня­тых ниж­ней па­ла­той. С. ра­ти­фи­ци­ру­ет или уча­ст­ву­ет в ра­ти­фи­ка­ции ме­ж­ду­нар. до­го­во­ров, на­зна­ча­ет не­ко­то­рых выс­ших долж­но­ст­ных лиц, ре­ша­ет во­прос об им­пич­мен­те пре­зи­ден­та и др. С. фор­ми­рует­ся разл. спо­со­ба­ми: пря­мы­ми вы­бора­ми (США), кос­вен­ны­ми вы­бо­ра­ми (Фран­ция), в не­ко­то­рых стра­нах се­на­то­ры на­зна­ча­ют­ся (Ка­на­да). 2) В ря­де го­су­дарств – на­зва­ние выс­ше­го ор­га­на гор. управ­ле­ния (напр., Се­нат Бер­ли­на). 3) В не­ко­то­рых стра­нах – на­зва­ние от­де­ле­ний (кол­ле­гий) в со­ста­ве выс­ших су­дов (Ав­ст­рия, ФРГ).

Прообразом учреждений такого рода и источником самого понятия стал сенат римский.

Здание Сената в Московском Кремле. 1776–87. Архитектор М. Ф. Казаков. Фото 2011. Фото А. И. Нагаева

4) В Рос­сии Пра­ви­тель­ст­вую­щий (Вы­со­кий в 1726–30) Се­нат, в 1711–1917 в за­ви­си­мо­сти от внут­ри­по­ли­тич. об­стоя­тельств – выс­ший ор­ган гос. вла­сти, под­чи­нён­ный мо­нар­ху, центр. гос. уч­ре­ж­де­ние или фактически со­во­куп­ность центр. уч­ре­ж­де­ний. Функ­ции С. ме­ня­лись. Об­ра­зо­ван вза­мен Бо­яр­ской ду­мы ука­за­ми Пет­ра I от 22.2(5.3) и 2(13).3.1711 как врем. кол­ле­ги­аль­ный ор­ган, за­ме­щав­ший ца­ря на слу­чай его от­сут­ст­вия в сто­ли­це. На прак­ти­ке дей­ст­во­вал посто­ян­но. Адм. дея­тель­ность С. бы­ла чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ной: к его обя­зан­но­стям от­но­си­лись вос­пол­не­ние про­изо­шед­шей убы­ли в вой­сках, за­ве­до­ва­ние при­хо­дом и рас­хо­дом ка­зён­ных средств и многое другое. С. яв­лял­ся также су­дом пер­вой ин­стан­ции по наи­бо­лее важ­ным де­лам, с 1713–14 – и выс­шей су­деб­ной ин­стан­ци­ей по обык­но­вен­ным де­лам (пер­во­на­чаль­но ре­ше­ния С. не бы­ли окон­ча­тель­ны­ми, до­пус­ка­лись жа­ло­бы го­су­да­рю). Де­ло­про­из­вод­ст­во ве­лось в кан­це­ля­рии С. (де­ли­лась на сто­лы), воз­глав­ляв­шей­ся обер-сек­ре­та­рём (до 1722). С уч­ре­ж­де­ни­ем кол­ле­гий в 1717–18 С., которому «правление государства поверено», за­нял гла­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние в кол­леж­ской сис­те­ме (та­кой ста­тус за­кре­п­лён Ге­не­раль­ным рег­ла­мен­том 1720). Одновременно С. стал выс­шей над­зор­ной за законностью ин­стан­ци­ей. Его при­го­во­ры при­об­ре­ли ха­рак­тер без­апел­ля­ци­он­ных: жа­ло­бы на ре­ше­ния С. бы­ло за­пре­ще­но при­но­сить под уг­ро­зой смерт­ной каз­ни [указ Пет­ра I от 22.12.1718(2.1.1719)]. Зна­че­ние С. в ка­че­ст­ве выс­ше­го апел­ля­ци­он­но­го су­да за­кре­п­ле­но уч­ре­ж­де­ни­ем в 1720 долж­но­сти ре­кет­мей­сте­ра, или ге­не­рал-ре­кет­мей­сте­ра (пер­во­на­чаль­но про­сто «пер­со­на знат­ная»; при С. долж­ность су­ще­ст­во­ва­ла до 1727 и в 1730–1810). Ге­не­рал-ре­кет­мей­стер при­ни­мал жа­ло­бы на во­ло­ки­ту и «не­пра­во­су­дие» кол­ле­гий и кан­це­ля­рий (по­да­вать че­ло­бит­ные лич­но мо­нар­ху бы­ло за­пре­ще­но), ре­шал де­ло сам или по­сле рас­по­ря­же­ния им­пе­ра­то­ра пе­ре­да­вал его на рас­смот­ре­ние в С., с 17(28).4.1722, да­же при от­сут­ст­вии че­ло­бит­ной, в слу­чае об­на­ру­же­ния зло­упот­реб­ле­ния мог воз­бу­ж­дать де­ло и док­ла­ды­вать о нём им­пе­ра­то­ру. С 1722 при С. дей­ст­во­ва­ла Ге­роль­дия.

Кон­троль за про­из-вом дел в С. пер­во­на­чаль­но осу­ще­ст­в­ля­ли ге­не­раль­ный ре­ви­зор (1715–20), обер-сек­ре­тарь се­нат­ской кан­це­ля­рии (1720), штаб-офи­це­ры гвар­дии (1721). С 1722 глас­ный над­зор за за­кон­но­стью дея­тель­но­сти С. и всех При­сут­ст­вен­ных мест им­пе­рии осу­ще­ст­в­лял ге­не­рал-про­ку­рор при С. (в 1763–74 при 1-м деп-те С.) (тай­ный адм.-фи­нан­со­вый над­зор в 1711–30 про­во­дил­ся фис­ка­ла­ми во гла­ве с обер-фис­ка­лом, позд­нее – ге­не­рал-фис­ка­лом). Ге­не­рал-про­ку­рор (его долж­ность су­ще­ст­во­ва­ла до 1726 и в 1730–1802, в 1735–40 ос­та­ва­лась ва­кант­ной) имел пра­во док­ла­да мо­нар­ху по де­лам С. и объ­яв­лял С. Вы­со­чай­шую во­лю, воз­глав­лял кан­це­ля­рию С., ему под­чи­ня­лись обер-про­ку­ро­ры (до 1763 один, в 1763–74 – пять во 2–6-м де­пар­та­мен­тах, за­тем – в ка­ж­дом деп-те С.). В его ве­де­нии на­хо­ди­лись про­ку­ро­ры при кол­ле­ги­ях (1722–26 и в 1730–1802) и над­вор­ных су­дах (1722–26 и в 1730 – кон. 1790-х гг.), а так­же гу­берн­ские про­ку­ро­ры (1733–1802).

Здания Сената и Синода на Сенатской площади в С.-Петербурге. 1829–34. Архитектор К. И. Росси. Фото 2015. Фото А. И. Нагаева

При пре­ем­ни­ках Пет­ра I ста­тус С. и сфе­ра его дея­тель­но­сти ме­ня­лись. В 1726–30 С. был от­вет­ст­вен фактически пе­ред Вер­хов­ным тай­ным со­ве­том. Ма­ни­фе­стом от 4(15).3.1730 имп. Ан­на Ива­нов­на пред­при­ня­ла по­пыт­ку вос­ста­но­вить С. как выс­ший ор­ган гос. вла­сти. Ему бы­ли воз­вра­ще­ны преж­ние пра­ва на тех же ос­нова­ни­ях, на ко­то­рых он дей­ст­во­вал при Пет­ре I. С. был раз­де­лён на 5 де­пар­та­мен­тов [ука­зом от 1(12).6.1730]. Од­на­ко пре­об­ра­зо­ва­ния ока­за­лись крат­ко­вре­мен­ны­ми: ука­зом от 11(22).11.1731 ус­та­нов­ле­на от­чёт­ность С. пе­ред Ка­би­не­том ми­ни­ст­ров (см. Ка­би­нет ми­ни­ст­ров 1731–41). Имп. Ели­за­ве­та Пет­ров­на вос­ста­но­ви­ла С. в «преж­ней си­ле» как выс­ший ор­ган гос. вла­сти. К разнообразным адм. обя­зан­но­стям С. до­ба­ви­лось ру­ко­во­дство пер­вым об­ще­го­су­дар­ст­вен­ным (т. н. Ели­за­ве­тин­ским) ме­же­ва­ни­ем зе­мель в Рос­сии, для это­го при С. в 1754 уч­ре­ж­де­на Гл. ме­же­вая кан­це­ля­рия [см. Ме­же­вая кан­це­ля­рия (в 1-м зна­че­нии)]. С. на­хо­дил­ся в Мо­ск­ве (1711–1712, 1728–33) или в С.-Пе­тер­бур­ге (1712–1728, 1733–63), имел кон­то­ры в Мо­ск­ве (1722–28, 1733–63) или в С.-Пе­тер­бур­ге (1728–33).

Имп. Ека­те­ри­на II вновь несколько ог­ра­ни­чи­ла влия­ние С. Она ос­та­ви­ла за со­бой пра­во пред­пи­сы­вать С. вто­рич­ное рас­смот­ре­ние за­кон­чен­но­го де­ла в слу­чае, ес­ли най­дёт это нуж­ным [указ от 19(30).7.1762]; по­тре­бо­ва­ла ука­зом от 2(13).6.1763 пре­дос­тав­ле­ния еже­днев­ных ра­пор­тов из С. о ре­шён­ных в нём де­лах. Ма­ни­фе­стом от 15(26).12.1763 раз­де­ли­ла С. на де­пар­та­мен­ты: 1–4-й в С.-Пе­тер­бур­ге, 5–6-й в Мо­ск­ве, ко­торые фак­ти­че­ски при­об­ре­ли ха­рак­тер со­во­куп­но­сти центр. уч­ре­ж­де­ний. Ка­ж­дый деп-т по об­ще­му пра­ви­лу дей­ст­во­вал не­за­ви­си­мо от др. де­пар­та­мен­тов, ре­шал де­ла собств. вла­стью (гл. от­ли­чие от преж­них де­пар­та­мен­тов), оп­ре­де­лён­ной те­ма­тич. на­прав­лен­но­сти и/или тер­ри­то­ри­аль­ной при­над­леж­но­сти. Су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние име­ли 1-й (адм. де­ла, де­ла по ге­роль­дии и мн. др.) и 2-й (су­деб­ные, апел­ля­ци­он­ные и ме­же­вые де­ла) де­пар­та­мен­ты. Ре­ше­ния при­ни­ма­лись еди­но­глас­но, в спор­ных слу­ча­ях де­ло пе­ре­но­си­лось в об­щее со­б­ра­ние С. (с 1763 со­б­ра­ния пе­терб. и моск. де­пар­та­мен­тов, в 19 в. – об­щие со­б­ра­ния де­пар­та­мен­тов пре­им. од­ной те­ма­тич. на­прав­лен­но­сти), а ес­ли не мог­ло быть ре­ше­но и здесь, то на Вы­со­чай­шее ус­мот­ре­ние. В 1774 роль ген.-про­ку­ро­ра воз­рос­ла, по ре­ше­нию имп. Ека­те­ри­ны II он дол­жен был над­зи­рать за про­из-вом дел в 1-м деп-те, об­щем со­б­ра­нии, на­блю­дать за дея­тель­но­стью обер-про­ку­ро­ров в др. де­пар­та­мен­тах, яв­лял­ся гл. на­чаль­ни­ком как се­нат­ской кан­це­ля­рии, так и кан­це­ля­рий всех де­пар­та­мен­тов. Об­щее при­сут­ст­вие все­го С. со­би­ра­лось в осо­бо тор­жеств. слу­ча­ях, напр. при при­не­се­нии при­ся­ги но­во­му им­пе­ра­то­ру.

В хо­де ми­ни­стер­ской ре­фор­мы 1802 С. по­те­рял зна­че­ние выс­ше­го ор­га­на гос. вла­сти, фак­ти­че­ски стал центр. су­деб­ным уч­ре­ж­де­ни­ем и ор­га­ном над­зо­ра за за­кон­но­стью, под­чи­нён­ным ми­ни­ст­ру юс­ти­ции. Вме­сте с тем ука­зом имп. Алек­сан­д­ра I от 8(20).9.1802 С. объ­яв­лен «вер­хов­ным ме­стом им­пе­рии», ко­то­ро­му под­чи­не­ны все «при­сут­ст­вен­ные мес­та» (на прак­ти­ке эта нор­ма не при­ме­ня­лась: в 1803 ми­ни­ст­ры по­лу­чи­ли пра­во лич­ных док­ла­дов им­пе­ра­то­ру). С. рас­смат­ри­вал су­деб­ные де­ла в апел­ля­ци­он­ных де­пар­та­мен­тах (с рас­пре­де­ле­ни­ем гражд. и уго­лов­ных дел по тер­ри­то­ри­аль­ной при­над­леж­но­сти). Зна­че­ние С. как выс­шей апел­ля­ци­он­ной ин­стан­ции бы­ло ог­ра­ни­че­но: ми­нистр юс­ти­ции по­лу­чил пра­во ос­та­нав­ли­вать ре­шён­ные де­пар­та­мен­та­ми С. де­ла и тре­бо­вать рас­смот­ре­ния их в об­щих со­б­ра­ни­ях С., а при его не­со­гла­сии с ре­ше­ни­ем об­щих со­б­ра­ний – пред­став­лять де­ло на рас­смот­ре­ние Деп-та гражд. и ду­хов­ных дел Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та, об­ра­зо­ван­но­го в 1810. В 19 в., на­ря­ду с преж­ни­ми де­пар­та­мен­та­ми, дей­ст­во­ва­ли так­же де­пар­та­мен­ты – 7-й (1805–72) и 8-й (1805–70) в Мо­ск­ве, 9–10-й (1842–75) в Вар­ша­ве. Фор­мой чрез­вы­чай­но­го над­зо­ра С. за дея­тель­но­стью ме­ст­ных уч­ре­ж­де­ний бы­ли се­на­тор­ские ре­ви­зии.

С 1860–70-х гг. зна­че­ние С. как ор­га­на адм. юс­ти­ции воз­рос­ло. В хо­де су­деб­ной ре­фор­мы 1864 он пре­об­ра­зо­ван в выс­шую кас­са­ци­он­ную су­деб­ную ин­стан­цию: в 1866 в С. об­ра­зо­ва­ны Гра­ж­дан­ский и Уго­лов­ный кас­са­ци­он­ные де­пар­та­мен­ты, ши­ро­ко поль­зо­вав­шие­ся пра­вом тол­ко­вать за­ко­но­да­тель­ст­во, ос­но­вы­ва­ясь на «об­щем смыс­ле за­ко­нов»; зна­чит. ме­сто в дея­тель­но­сти С. за­ня­ло тол­ко­ва­ние за­ко­нов о по­зе­мель­ном уст­рой­ст­ве, ор­га­нах кре­сть­ян­ско­го управ­ле­ния и са­мо­управ­ле­ния (в 1884 эти де­ла со­сре­до­то­че­ны во вновь соз­дан­ном 2-м деп-те). Апел­ля­ци­он­ные де­пар­та­мен­ты уп­разд­ня­лись по ме­ре вве­де­ния но­вых су­деб­ных уч­ре­ж­де­ний на всём про­стран­ст­ве им­пе­рии (за­вер­ше­но в 1897). В 1872–1917 Осо­бое при­сут­ст­вие Пра­ви­тель­ст­вую­ще­го Се­на­та рас­смат­ри­ва­ло отд. по­ли­тич. де­ла в ка­че­ст­ве су­да пер­вой ин­стан­ции. В 1898 для рас­смот­ре­ния жа­лоб и про­тес­тов на ре­ше­ния и при­го­во­ры до­ре­фор­мен­ных су­деб­ных уч­ре­ж­де­ний, Рим­ско-ка­то­лич. ду­хов­ной кол­ле­гии и Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии и пр. был об­ра­зо­ван Су­деб­ный деп-т Се­на­та.

Се­на­то­ры на­зна­ча­лись мо­нар­хом, име­ли чи­ны не ни­же пер­вых трёх клас­сов Та­бе­ли о ран­гах; их чис­лен­ность не рег­ла­мен­ти­ро­ва­лась (в 18 в. от 9 до 30 чел., в 19 в. – св. 100 чел.). В 19 в. часть се­на­то­ров «при­сут­ст­во­ва­ла» в С. (105 чел. в 1874), для ос­таль­ных зва­ние се­на­то­ра бы­ло по­чёт­ным и не свя­зы­ва­лось с к.-л. обя­зан­но­стя­ми («не­при­сут­ст­вую­щие се­на­то­ры», 55 чел. в 1874). С. об­на­ро­до­вал за­ко­но­дат. ак­ты. Пер­во­на­чаль­но С. рас­сы­лал за­ко­но­дат. ак­ты и рас­по­ря­же­ния центр. и ме­ст­ным ор­га­нам вла­сти в ви­де отд. от­тис­ков, позд­нее пуб­ли­ко­вал их в га­зе­тах «Санкт-Пе­тер­бург­ские се­нат­ские ве­до­мо­сти» (1809–1917; с 1893 «Сенатские ведомости») и «Со­б­ра­ние уза­ко­не­ний и рас­по­ря­же­ний пра­ви­тель­ст­ва» (с 1863). Из­да­вал так­же «Ре­ше­ния...» Гра­ж­дан­ско­го и Уго­лов­но­го кас­са­ци­он­ных де­пар­та­мен­тов (с 1867). При С. сфор­ми­ро­вал­ся ар­хив – бо­га­тей­шее со­б­ра­ние до­ку­мен­тов [частично опубл. в из­да­ни­ях: «Док­ла­ды и при­го­во­ры, со­сто­яв­шие­ся в Пра­ви­тель­ст­вую­щем Се­на­те в цар­ст­во­ва­ние Пет­ра Ве­ли­ко­го» (т. 1–6, 1880–1901), «Се­нат­ский ар­хив» (т. 1–15, 1888–1913) и др.]. Для С. бы­ли по­строе­ны спец. здания в Москве (1776–87, арх. М. Ф. Ка­за­ков) и в С.-Пе­тер­бур­ге (1829–34, арх. К. И. Рос­си).

По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 все пра­ва им­пе­ра­то­ра по от­но­ше­нию к С. бы­ли при­свое­ны Врем. пра­ви­тель­ст­ву. С. уп­разд­нён по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 Дек­ре­том СНК о су­де № 1 от 22.11(5.12).1917.

Лит.: Гра­дов­ский А. Д. Выс­шая ад­ми­ни­ст­ра­ция Рос­сии XVIII сто­ле­тия и ге­не­рал-про­ку­ро­ры. СПб., 1866; Корф С. А. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная юс­ти­ция в Рос­сии. СПб., 1910. Кн. 1–3; Ис­то­рия Пра­ви­тель­ст­вую­ще­го Се­на­та за две­сти лет. 1711–1911 гг. СПб., 1911. Т. 1–5; Выс­шие и цен­траль­ные го­су­дар­ст­вен­ные уч­ре­ж­де­ния Рос­сии. 1801–1917 / Отв. сост. Д. И. Рас­кин. СПб., 1998. Т. 1; Мур­за­нов Н. А. Сло­варь рус­ских се­на­то­ров. 1711–1917 гг.: Ма­те­риа­лы для био­гра­фий / Изд. под­гот. Д. Н. Ши­лов. СПб., 2011.

Вернуться к началу