СЕНА́ТОРСКИЕ РЕВИ́ЗИИ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕНА́ТОРСКИЕ РЕВИ́ЗИИ, форма чрезвычайного надзора за деятельностью органов власти, самоуправления и суда в Рос. империи; применялись также для сбора материалов при подготовке и реализации реформ, в нач. 20 в. – для следствия по наиболее важным делам. Назначались монархом: эпизодически в 18 в. (16 С. р.) и 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. (31 С. р.), наиболее часто – в 1-й пол. 19 в. (92 С. р.).
По указу имп. Петра I от 4(15).4.1722 С. р. должны были проводиться ежегодно, однако единственная осуществлена в 1726 (гр. А. А. Матвеевым в Моск. губ.). С. р. возобновлены после восшествия на престол имп. Екатерины II. Имп. Павел I вернулся к идее периодических С. р., по его указу от 6(17).10.1799 проведены С. р. всех местных, а также ряда центр. учреждений (империя была разделена на 8 частей, каждую из которых в 1799–1800 обследовали по два сенатора). С. р. обычно проводилась в отношении всех учреждений одной или двух губерний, реже – региона [напр., ревизии Вост. Сибири гр. И. Н. Толстым, 1843–46, крупнейшая из С. р.; Туркестанского края гр. К. К. фон дер Паленом, 1908–10; Привислинского края Д. Б. Нейдгартом (Нейдгардтом), 1910], городов (ревизии Таганрога кн. Д. М. Волконским и З. Н. Посниковым в 1819, а также М. Н. Жемчужниковым в 1843–45; Москвы кн. Н. П. Гариным в 1908). В 19 в. наиболее часто С. р. подвергались губернии Пензенская (6 ревизий), Саратовская, Воронежская, Вятская, Казанская, Курская, Тамбовская (по 5 ревизий), Калужская, Костромская, Пермская, Псковская (по 4 ревизии). У сенаторов были большие полномочия в ходе проведения С. р., они имели право предавать чиновников суду, отдавать распоряжения губернаторам (с 1799), вызывать воинскую команду (с 1819). Производились также С. р. ведомственных округов (напр., Иркутского и Приамурского воен. округов А. А. Глищинским, 1909), отд. учреждений, отраслевой характер имели ревизии межевых учреждений И. У. Пейкера (1832), казённых, земских, городских и обществ. мостостроит. операций Нейдгарта (1910–11), Транссибирской магистрали гр. О. Л. Медема (1910–12), а также последняя С. р., предпринятая для изучения причин топливного кризиса в период 1-й мировой войны (Нейдгарт, 1915).
Осн. причинами большинства ревизий были жалобы в адрес верховной власти на злоупотребления чиновников, крупные недоимки, чрезвычайные ситуации (напр., в связи с пожаром Казани была назначена ревизия С. С. Кушникова в 1815). Производились также С. р. по жалобам крепостных крестьян (1826–1827, в Воронежской, Курской, Пензенской, Саратовской, Симбирской, Слободско-Украинской, Тамбовской губерниях). В 1860–70-х гг. С. р. назначались гл. обр. для наблюдения за ходом реализации крестьянской, судебной и др. реформ, предпринятых имп. Александром II. Ревизии 1880–83 ставили целью сбор материалов для разработки реформ местного управления (большое значение имела ревизия Н. А. Манасеиным Лифляндской и Курляндской губерний в 1882). В 1905–12 ряд С. р. назначен для расследования армяно-азерб. столкновений в Бакинской губ. (А. М. Кузминский, 1905), евр. погромов в Одессе (Кузминский, 1905) и Киеве (Е. Ф. Турау, 1905), действий Киевского охранного отделения в связи с убийством пред. Совета министров П. А. Столыпина (М. И. Трусевич, Н. З. Шульгин, 1911), Ленского расстрела 1912 (С. С. Манухин, 1912) (две последних были наделены особенно широкими полномочиями). Результаты С. р. рассматривались Сенатом, Гос. советом, монархом, по ним принимались кадровые решения и проводились адм. реформы.