Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРУ́НИ ФЁДОР АНТОНОВИЧ

Авторы: А. М. Муратов

БРУ́НИ Фё­дор (Фи­де­лио) Ан­то­но­вич [15.12.1801 (по др. сведениям, 10.6.1799), Ми­лан – 30.8(11.9).1875, С.-Пе­тер­бург], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик, акад. (1834) и проф. (1836) пе­терб. АХ. Сын швейц. жи­во­пис­ца Ан­то­нио (Ан­то­на Оси­по­ви­ча) Ба­роф­фи-Бру­ни (Baroffi-Bruni; 1762–1825), уча­ст­ни­ка Швейцарского по­хо­да (1799) А. В. Су­во­ро­ва, в 1807 (или 1808) пе­ре­се­лив­ше­го­ся в Рос­сию. Отец арх. Юлия Фё­до­ро­ви­ча Бру­ни (1843–1911). Учил­ся в пе­терб. АХ (1809–18) у А. Е. Его­рова, А. И. Ива­но­ва и В. К. Ше­буе­ва. В 1819–35 и 1838–45 жил и ра­бо­тал в Ри­ме.

Ф. А. Бруни. «Смерть Камиллы, сестры Горация». 1824. Русский музей (С.-Петербург).

Ав­тор мн. кар­тин на ис­то­рич. и ми­фо­ло­гич. те­мы в ду­хе позд­не­го клас­си­циз­ма («Смерть Ка­мил­лы, се­ст­ры Го­ра­ция», 1824; «Мо­ле­ние о ча­ше», 1834, обе – в ГРМ; «Вак­хант», 1858, ГТГ), порт­ре­тов, от­ме­чен­ных по­вы­шен­ной об­раз­ной экс­прес­сив­но­стью («Кн. З. А. Вол­кон­ская в кос­тю­ме Тан­кре­да», ме­ж­ду 1820 и 1824, ГРМ, и др.). Наи­бо­лее из­вест­ная ра­бо­та Б. – гран­ди­оз­ная, про­ник­ну­тая ро­ман­тич. па­фо­сом мно­го­фи­гур­ная ком­по­зи­ция на сю­жет из Биб­лии «Мед­ный змий» (1834–41, там же). Ис­пол­нял рос­пи­си и ре­лиг. кар­ти­ны для церк­вей (для ц. Ека­те­ри­нин­ско­го двор­ца в Цар­ском Се­ле, Боль­шой ц. Зим­не­го двор­ца, Ка­зан­ско­го со­бо­ра в С.-Пе­тер­бур­ге и др.); в 1840-х гг. ра­бо­тал над рос­пи­ся­ми Исаа­ки­ев­ско­го со­бо­ра, сре­ди ко­то­рых сво­им тра­гич. зву­ча­ни­ем вы­де­ля­ет­ся «Все­мир­ный по­топ» (1847). Соз­дал рос­пись че­ты­рёх фри­зов Шах­мат­но­го за­ла Ста­ро­го Эр­ми­та­жа (1845–53), ком­по­зи­цию «Че­ты­ре вре­ме­ни го­да» для двор­ца ба­ро­на А. Л. Штиг­ли­ца в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1825–39 по за­ка­зу ОПХ вы­пол­нил се­рию офор­тов на сю­же­ты «Ис­то­рии го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го» Н. М. Ка­рам­зи­на – «Смерть Иго­ря», «Убий­ст­во Ан­д­рея Бо­го­люб­ско­го» и др. (из­да­на в аль­бо­ме «Рус­ская ис­то­рия в гра­вю­рах», 1839); ис­пол­нил ри­су­нок «А. С. Пуш­кин на смерт­ном од­ре» (1837, Ин-т рус. ли­те­ра­ту­ры, С.-Пе­тер­бург). В твор­че­ст­ве Б., круп­ней­ше­го пред­ста­ви­те­ля рус. ро­ман­тиз­ма, тра­гич. на­ча­ло пред­став­ле­но как фун­дам. свой­ст­во бы­тия. Б. ока­зал зна­чит. воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие отеч. ис­то­рич. жи­во­пи­си.

В 1849–64 хра­ни­тель Кар­тин­ной га­ле­реи имп. Эр­ми­та­жа. Пре­по­да­вал в пе­терб. АХ (1836–38 и 1846–71; рек­тор в 1855–1871; с 1866 ру­ко­во­дил мо­за­ич­ной мас­тер­ской). Сре­ди уче­ни­ков – К. Б. Ве­ниг, Н. Д. Дмит­ри­ев-Орен­бург­ский, К. Е. Ма­ков­ский, К. Д. Фла­виц­кий. Поч. чл. ми­лан­ской, бо­лон­ской и фло­рен­тий­ской АХ, ака­де­мии Св. Лу­ки в Ри­ме.

Лит.: Са­ви­нов А. Ф. А. Бру­ни. Л., 1949; Ве­ре­ща­ги­на А. Г. Ф. А. Бру­ни. Л., 1985.

Вернуться к началу