СТА́СОВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТА́СОВ Владимир Васильевич [2(14).1.1824, С.-Петербург – 10(23).10.1906, там же], рос. худож. и муз. критик, историк иск-ва, поч. чл. Петерб. АН (1900), тайн. сов. (1884). Дворянин. Сын В. П. Стасова. Окончил петерб. Уч-ще правоведения (1843), служил в Межевом деп-те (1843–48) и Деп-те герольдии (с 1848) Сената, Мин-ве юстиции (1850–1851). С 1847 обратился к худож.-критич. деятельности (в ж. «Отечественные записки»). В 1848 за связь с петрашевцами отстранён от работы в журнале и подвергся кратковрем. заключению в Петропавловскую крепость. В 1851–54 секретарь А. Н. Демидова кн. Сан-Донато (из рода Демидовых); жил преим. в Италии, где работал в библиотеках и архивах. С 1856 сотрудничал в Имп. публичной б-ке (ныне НРБ; под рук. барона М. А. Корфа участвовал в сборе материалов по истории царствования имп. Николая I); с 1872 заведовал там худож. отделением; постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал и публиковал рукописное наследие рус. деятелей иск-ва, в т. ч. письма М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. Н. Серова (несмотря на разрыв с ним в 1860-х гг.) и др. В 1861–1864 редактор «Известий Императорского археологического общества». Одновременно состоял при 2-м Отделении Собств. Е. И. В. канцелярии (1863–82).
Опираясь на принципы эстетики рус. революц. демократов (В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского), С. был апологетом реалистич. иск-ва, демократизации худож. жизни и непримиримым противником как академизма, так и новейших течений в изобразит. иск-ве. Активно поддерживал творч. искания Артели художников, Товарищества передвижных художественных выставок. Идеолог «Могучей кучки» (ему принадлежит само это назв.), принимал живое участие в творч. планах А. П. Бородина (инициировал замысел оперы на сюжет «Слова о полку Игореве») и М. П. Мусоргского (подсказал ему сюжет «Хованщины»). С 1880-х гг. вместе с Н. А. Римским-Корсаковым участвовал в собраниях Беляевского кружка. Был открыт всему новому в рус. музыке, имел репутацию «ловца талантов» (поддерживал А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина). Посвятил многочисл. статьи и монографии творчеству К. П. Брюллова, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, Н. Н. Ге, И. Е. Репина, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, мастерам исполнительского иск-ва (в т. ч. О. А. Петрову, А. Г. Рубинштейну), также вопросам археологии, истории, фольклористики и др. Несмотря на известную односторонность своих взглядов на иск-во, недооценку некоторых выдающихся худож. явлений (напр., творчества П. И. Чайковского, мастеров «Мира искусства» и др.) и важности проф. муз. образования, С. внёс существенный вклад в разработку важнейших вопросов отеч. эстетики.