Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТА́СОВ

В. В. Стасов. Портрет работы И. Е. Репина. 1883. Русский музей (С.-Петербург).

СТА́СОВ Вла­ди­мир Ва­силь­е­вич [2(14).1.1824, С.-Пе­тер­бург – 10(23).10.1906, там же], рос. ху­дож. и муз. кри­тик, ис­то­рик иск-ва, поч. чл. Пе­терб. АН (1900), тайн. сов. (1884). Дво­ря­нин. Сын В. П. Ста­со­ва. Окон­чил пе­терб. Уч-ще пра­во­ве­де­ния (1843), слу­жил в Ме­же­вом деп-те (1843–48) и Деп-те ге­роль­дии (с 1848) Се­на­та, Мин-ве юс­ти­ции (1850–1851). С 1847 об­ра­тил­ся к ху­дож.-кри­тич. дея­тель­но­сти (в ж. «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки»). В 1848 за связь с пет­ра­шев­ца­ми от­стра­нён от ра­бо­ты в жур­на­ле и под­верг­ся крат­ко­врем. за­клю­че­нию в Пе­тро­пав­лов­скую кре­пость. В 1851–54 сек­ре­тарь А. Н. Де­ми­до­ва кн. Сан-До­на­то (из ро­да Де­ми­до­вых); жил пре­им. в Ита­лии, где ра­бо­тал в биб­лио­те­ках и ар­хи­вах. С 1856 со­труд­ни­чал в Имп. пуб­лич­ной б-ке (ны­не НРБ; под рук. ба­ро­на М. А. Кор­фа уча­ст­во­вал в сбо­ре ма­те­риа­лов по ис­то­рии цар­ст­во­ва­ния имп. Ни­ко­лая I); с 1872 за­ве­до­вал там ху­дож. от­де­ле­ни­ем; по­сто­ян­но кон­суль­ти­ро­вал пи­са­те­лей, ху­дож­ни­ков, ком­по­зи­то­ров, со­би­рал и пуб­ли­ко­вал ру­ко­пис­ное на­сле­дие рус. дея­те­лей иск-ва, в т. ч. пись­ма М. И. Глин­ки, А. С. Дар­го­мыж­ско­го, М. П. Му­сорг­ско­го, А. Н. Се­ро­ва (не­смот­ря на раз­рыв с ним в 1860-х гг.) и др. В 1861–1864 ре­дак­тор «Из­вес­тий Им­пе­ра­тор­ско­го ар­хео­ло­ги­че­ско­го об­ще­ст­ва». Од­но­вре­мен­но со­сто­ял при 2-м От­де­ле­нии Собств. Е. И. В. кан­це­ля­рии (1863–82).

Опи­ра­ясь на прин­ци­пы эс­те­ти­ки рус. ре­во­люц. де­мо­кра­тов (В. Г. Бе­лин­ско­го, А. И. Гер­це­на, Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го), С. был апо­ло­ге­том реа­ли­стич. иск-ва, де­мо­кра­ти­за­ции ху­дож. жиз­ни и не­при­ми­ри­мым про­тив­ни­ком как ака­де­миз­ма, так и но­вей­ших те­че­ний в изо­бра­зит. иск-ве. Ак­тив­но под­дер­жи­вал творч. ис­ка­ния Ар­те­ли ху­дож­ни­ков, То­ва­ри­ще­ст­ва пе­ре­движ­ных ху­до­же­ст­вен­ных вы­ста­вок. Идео­лог «Мо­гу­чей куч­ки» (ему при­над­ле­жит са­мо это назв.), при­ни­мал жи­вое уча­стие в творч. пла­нах А. П. Бо­ро­ди­на (ини­ции­ро­вал за­мы­сел опе­ры на сю­жет «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве») и М. П. Му­сорг­ско­го (под­ска­зал ему сю­жет «Хо­ван­щи­ны»). С 1880-х гг. вме­сте с Н. А. Рим­ским-Кор­са­ко­вым уча­ст­во­вал в со­б­ра­ни­ях Бе­ля­ев­ско­го круж­ка. Был от­крыт все­му но­во­му в рус. му­зы­ке, имел ре­пу­та­цию «лов­ца та­лан­тов» (под­дер­жи­вал А. К. Гла­зу­но­ва, А. К. Ля­до­ва, А. Н. Скря­би­на). По­свя­тил мно­го­числ. ста­тьи и мо­но­гра­фии твор­че­ст­ву К. П. Брюл­ло­ва, В. М. Вас­не­цо­ва, В. В. Ве­ре­ща­ги­на, И. Н. Крам­ско­го, В. Г. Пе­ро­ва, Н. Н. Ге, И. Е. Ре­пи­на, М. П. Му­сорг­ско­го, А. П. Бо­ро­ди­на, мас­те­рам ис­пол­ни­тель­ско­го иск-ва (в т. ч. О. А. Пет­ро­ву, А. Г. Ру­бин­штей­ну), так­же во­про­сам ар­хео­ло­гии, ис­то­рии, фольк­ло­ри­сти­ки и др. Не­смот­ря на из­вест­ную од­но­сто­рон­ность сво­их взгля­дов на иск-во, не­до­оцен­ку не­ко­то­рых вы­даю­щих­ся ху­дож. яв­ле­ний (напр., твор­че­ст­ва П. И. Чай­ков­ско­го, мас­те­ров «Ми­ра ис­кус­ст­ва» и др.) и важ­но­сти проф. муз. об­ра­зо­ва­ния, С. внёс су­ще­ст­вен­ный вклад в раз­ра­бот­ку важ­ней­ших во­про­сов отеч. эс­те­ти­ки.

Соч.: Собр. соч. СПб., 1894–1906. Т. 1–4; Избр. соч. М., 1952. Т. 1–3; Пись­ма к род­ным. М., 1953–1962. Т. 1–3; Ста­тьи о му­зы­ке. М., 1974–1980. Вып. 1–5.

Лит.: Ле­бе­дев А. К., Со­ло­дов­ни­ков А. В. В. В. Ста­сов. Л., 1982; Го­лу­бе­ва О. Д. В. В. Ста­сов. СПб., 1995.

Вернуться к началу