Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕНА́ТЫ

Авторы: Т. П. Бородина

ПЕНА́ТЫ, му­зей-усадь­ба И. Е. Ре­пи­на. Рас­по­ло­же­на в ку­рорт­ном пос. Ре­пи­но Ку­рорт­но­го р-на С.-Пе­тер­бур­га.

Пенаты. Главный дом усадьбы.

И. Е. Ре­пин при­об­рёл зе­мель­ный уча­сток 27.5(8.6).1899 в пос. Ку­ок­ка­ла (с 1948 Ре­пи­но) на имя пи­са­тель­ни­цы Н. Б. Норд­ман (1863–1914), с ко­то­рой свя­зал свою жизнь по­сле раз­ры­ва с же­ной – В. А. Ре­пи­ной. Усадь­ба бы­ла на­зва­на в честь Пе­нат (в 19 в. в Рос­сии это лат. сло­во яв­ля­лось си­но­ни­мом по­ня­тия «род­ной дом»). Окон­ча­тель­но Ре­пин пе­ре­ехал в П. в 1903 и жил здесь до смер­ти в 1930. С 1908 на тер­ри­то­рии П. в собств. до­ме жил сын ху­дож­ни­ка – Ю. И. Ре­пин, в 1922 в П. пе­ре­еха­ла дочь ху­дож­ни­ка – В. И. Ре­пи­на (оба до 1939).

К 1914 бла­го­ус­т­рой­ст­во П. бы­ло прак­ти­че­ски за­вер­ше­но. По­сте­пен­но свой при­чуд­ли­вый вид при­об­рёл дом, в кон­ст­рук­ции и де­ко­ре ко­то­ро­го со­че­та­лись эле­мен­ты не­орус­ско­го сти­ля и сев. де­рев. мо­дер­на; по­то­лок на 2-м эта­же (где рас­по­ла­га­лись мас­тер­ские Ре­пи­на), а так­же кру­тые ска­ты кры­ши и воз­вы­шав­шие­ся над ней ко­ну­со­об­раз­ные ба­шен­ки бы­ли за­стек­ле­ны (это ес­теств. «верх­нее ос­ве­ще­ние» соз­да­ва­ло иде­аль­ные ус­ло­вия для ра­бо­ты жи­во­пис­ца). В са­мых низ­ких за­бо­ло­чен­ных мес­тах пар­ка с це­лью осу­ше­ния уст­рое­ны 3 пру­да. Ук­ра­ше­ни­ем пар­ка ста­ли уни­каль­ные по ар­хит. ре­ше­ни­ям бе­сед­ки: «храм Ози­ри­са и Изи­ды», ба­шен­ка «Шехе­ре­за­да» (с неё от­кры­вал­ся пре­крас­ный вид на Фин­ский зал.).

Гос­тей в П. при­ни­ма­ли один раз в не­де­лю, в сре­ду, сре­ди них: Б. В. Асафь­ев, И. А. Бу­нин, А. К. Гла­зу­нов, М. Горь­кий, С. А. Есе­нин, В. В. Мая­ков­ский, И. П. Пав­лов, В. Д. По­ле­нов, В. В. Ро­за­нов, В. В. Ста­сов, К. И. Чу­ков­ский, Ф. И. Ша­ля­пин.

В усадь­бе И. Е. Ре­пи­ным на­пи­са­ны кар­ти­ны: «17 ок­тяб­ря 1905 го­да» (1907, 1911), «Чер­но­мор­ская воль­ни­ца» (1908–1919), «Пуш­кин на ли­цей­ском эк­за­ме­не» (1911), «От­рок Хри­стос во Хра­ме» (1918–20), «Ут­ро Вос­кре­се­ния» (1922–1930), «Гол­го­фа» (1922–25), «Го­пак» (1927), а так­же боль­шое ко­ли­че­ст­во порт­ре­тов его со­вре­мен­ни­ков, в т. ч. Л. Н. Ан­д­реева (1904), В. Г. Ко­ро­лен­ко (1912), В. М. Бех­те­ре­ва (1913), П. В. Са­мой­ло­ва (1915), М. Я. Хло­пу­ши­ной (1925).

По за­ве­ща­нию скон­чав­шей­ся в 1914 Н. Б. Норд­ман по­сле смер­ти Ре­пи­на усадь­ба долж­на бы­ла пе­рей­ти в соб­ст­вен­ность Ака­де­мии ху­до­жеств для уст­рой­ст­ва в ней му­зея. Фор­маль­но пе­ре­да­ча П. ака­де­мии бы­ла оформ­ле­на в 1916. В 1917, по­сле по­лу­че­ния Фин­лян­ди­ей не­за­ви­си­мо­сти, П. ока­за­лись на её тер­ри­то­рии. Ре­пин (по его же­ла­нию) был по­хо­ро­нен в П. в пар­ке на хол­ме «Гол­го­фа» у «Чу­гуе­вой го­ры». По сов.-финл. Мо­с­ков­ско­му мир­но­му до­го­во­ру 1940 П. ока­за­лись на тер­ри­то­рии, при­сое­ди­нён­ной к СССР.

В П. 18.6.1940 от­крыл­ся Му­зей Ре­пи­на, за ним бы­ла за­кре­п­ле­на тер­ри­то­рия пл. 2,2 га. В авг. 1941, по­сле на­ча­ла Вел. Отеч. вой­ны, му­зей эва­куи­ро­ван. Ле­том 1944, во вре­мя Вы­борг­ской на­сту­пат. опе­ра­ции Крас­ной Ар­мии, П. на­хо­ди­лись в эпи­цен­тре бое­вых дей­ст­вий, все уса­деб­ные по­строй­ки бы­ли раз­ру­ше­ны. В 1944 по­ста­нов­ле­ни­ем СНК СССР П. вне­се­ны в спи­сок па­мят­ни­ков рус. куль­ту­ры, под­ле­жав­ших пол­но­му вос­ста­нов­ле­нию. 24.6.1962 со­стоя­лось тор­жеств. от­кры­тие воз­ро­ж­дён­но­го му­зея-усадь­бы [с 1960 фи­ли­ал Н.-и. му­зея АХ СССР (с 1992 РАХ)].

Экс­по­зи­ция гл. до­ма име­ет два раз­де­ла. В пер­вых 3 ком­на­тах раз­ме­ще­ны до­ку­мен­таль­ные ма­те­риа­лы о жиз­ни и твор­че­ст­ве И. Е. Ре­пи­на; осн. часть экс­по­зи­ции со­став­ля­ют ме­мо­ри­аль­ные ком­на­ты – при­хо­жая, ка­би­нет, гос­ти­ная, сто­ло­вая, зим­няя и лет­няя мас­тер­ские. Фон­ды му­зея-усадь­бы (2450 ед. хр.) со­дер­жат уни­каль­ные экс­по­на­ты, в т. ч. под­вес­ную па­лит­ру Ре­пи­на и по­след­ний ав­то­порт­рет ху­дож­ни­ка (1920), а так­же др. ра­бо­ты жи­во­пис­ца и его уче­ни­ков. Вос­ста­нов­ле­ны пар­ко­вые бе­сед­ки. В 1994 при­ве­де­на в пер­во­на­чаль­ный вид мо­ги­ла ху­дож­ни­ка (вме­сто бюс­та ус­та­нов­лен крест).

Лит.: Пе­на­ты. Му­зей-усадь­ба И. Е. Ре­пи­на. 3-е изд. Л., 1980; Ки­рил­ли­на Е. В. Пе­на­ты. Му­зей-усадь­ба И. Е. Ре­пи­на. Л., 1987; она же. У Ре­пи­на в Пе­на­тах // Нау­ка и жизнь. 2002. № 2; Бо­ро­ди­на Т. П. «Пе­на­ты» – му­зей-усадь­ба И. Е. Ре­пи­на // Де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ст­во. 2004. № 3.

Вернуться к началу