ПЕНА́ТЫ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕНА́ТЫ, музей-усадьба И. Е. Репина. Расположена в курортном пос. Репино Курортного р-на С.-Петербурга.
И. Е. Репин приобрёл земельный участок 27.5(8.6).1899 в пос. Куоккала (с 1948 Репино) на имя писательницы Н. Б. Нордман (1863–1914), с которой связал свою жизнь после разрыва с женой – В. А. Репиной. Усадьба была названа в честь Пенат (в 19 в. в России это лат. слово являлось синонимом понятия «родной дом»). Окончательно Репин переехал в П. в 1903 и жил здесь до смерти в 1930. С 1908 на территории П. в собств. доме жил сын художника – Ю. И. Репин, в 1922 в П. переехала дочь художника – В. И. Репина (оба до 1939).
К 1914 благоустройство П. было практически завершено. Постепенно свой причудливый вид приобрёл дом, в конструкции и декоре которого сочетались элементы неорусского стиля и сев. дерев. модерна; потолок на 2-м этаже (где располагались мастерские Репина), а также крутые скаты крыши и возвышавшиеся над ней конусообразные башенки были застеклены (это естеств. «верхнее освещение» создавало идеальные условия для работы живописца). В самых низких заболоченных местах парка с целью осушения устроены 3 пруда. Украшением парка стали уникальные по архит. решениям беседки: «храм Озириса и Изиды», башенка «Шехерезада» (с неё открывался прекрасный вид на Финский зал.).
Гостей в П. принимали один раз в неделю, в среду, среди них: Б. В. Асафьев, И. А. Бунин, А. К. Глазунов, М. Горький, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, И. П. Павлов, В. Д. Поленов, В. В. Розанов, В. В. Стасов, К. И. Чуковский, Ф. И. Шаляпин.
В усадьбе И. Е. Репиным написаны картины: «17 октября 1905 года» (1907, 1911), «Черноморская вольница» (1908–1919), «Пушкин на лицейском экзамене» (1911), «Отрок Христос во Храме» (1918–20), «Утро Воскресения» (1922–1930), «Голгофа» (1922–25), «Гопак» (1927), а также большое количество портретов его современников, в т. ч. Л. Н. Андреева (1904), В. Г. Короленко (1912), В. М. Бехтерева (1913), П. В. Самойлова (1915), М. Я. Хлопушиной (1925).
По завещанию скончавшейся в 1914 Н. Б. Нордман после смерти Репина усадьба должна была перейти в собственность Академии художеств для устройства в ней музея. Формально передача П. академии была оформлена в 1916. В 1917, после получения Финляндией независимости, П. оказались на её территории. Репин (по его желанию) был похоронен в П. в парке на холме «Голгофа» у «Чугуевой горы». По сов.-финл. Московскому мирному договору 1940 П. оказались на территории, присоединённой к СССР.
В П. 18.6.1940 открылся Музей Репина, за ним была закреплена территория пл. 2,2 га. В авг. 1941, после начала Вел. Отеч. войны, музей эвакуирован. Летом 1944, во время Выборгской наступат. операции Красной Армии, П. находились в эпицентре боевых действий, все усадебные постройки были разрушены. В 1944 постановлением СНК СССР П. внесены в список памятников рус. культуры, подлежавших полному восстановлению. 24.6.1962 состоялось торжеств. открытие возрождённого музея-усадьбы [с 1960 филиал Н.-и. музея АХ СССР (с 1992 РАХ)].
Экспозиция гл. дома имеет два раздела. В первых 3 комнатах размещены документальные материалы о жизни и творчестве И. Е. Репина; осн. часть экспозиции составляют мемориальные комнаты – прихожая, кабинет, гостиная, столовая, зимняя и летняя мастерские. Фонды музея-усадьбы (2450 ед. хр.) содержат уникальные экспонаты, в т. ч. подвесную палитру Репина и последний автопортрет художника (1920), а также др. работы живописца и его учеников. Восстановлены парковые беседки. В 1994 приведена в первоначальный вид могила художника (вместо бюста установлен крест).