Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕНА́ТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 548

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. С. Алмазова

ПЕНА́ТЫ [лат. (Di) Penates, от penus, pe­nitus, penetralis – внут­рен­ний; внутр. часть жи­ли­ща, хра­ма; свя­ти­ли­ще, кла­до­вая], в рим. ре­ли­гии бо­ги–хра­ни­те­ли до­маш­не­го оча­га, се­мьи, за­па­сов и про­до­воль­ст­вия. Сим­вол род­но­го до­ма, от­чиз­ны (как и ла­ры, с ко­то­ры­ми их ино­гда ото­жде­ст­в­ля­ют). Счи­та­лось, что вме­сте с др. до­маш­ни­ми бо­га­ми (Вес­той, Ла­ра­ми, Ге­ни­ем) П. за­бо­тят­ся о дос­тат­ке в до­ме, под­дер­жи­ва­ют огонь в оча­ге. Раз­ли­ча­лись П. се­мей­ные, ча­ст­ные или ма­лые (лат. penates familiares, privati, mino­res) и П. го­су­дар­ст­вен­ные (об­ще­ст­вен­ные), боль­шие (лат. penates publici, majores). П. го­су­дар­ст­вен­ные, П. все­го рим. на­рода бы­ли од­ной из гл. свя­тынь Ри­ма, за­ло­гом его не­по­бе­ди­мо­сти и веч­но­сти. В тор­жеств. клят­вах рим­ля­не при­зы­ва­ли Юпи­те­ра и П. в ка­че­ст­ве сви­де­те­лей. П. го­су­дар­ст­вен­ные так­же бы­ли свя­за­ны с куль­том Вес­ты. По пре­да­нию, ста­ту­эт­ки П. бы­ли вы­ве­зе­ны Эне­ем из Трои в Ла­ви­ний, а за­тем по­ме­ще­ны во внутр. часть хра­ма Вес­ты в Ри­ме. Разл. вер­сии древ­них ис­точ­ни­ков и ос­но­ван­ные на них на­уч. ги­по­те­зы воз­во­дят культ П. к по­чи­та­нию ве­ли­ких бо­гов са­моф­ра­кий­ских мис­те­рий (см. в ст. Мис­те­рии), Дио­ску­ров, Апол­ло­на и Неп­ту­на, Вес­ты, эт­рус­ских бо­гинь Це­ре­ры, Па­лес, Фор­ту­ны и др.

Лит.: Alföldi A. Early Rome and the Latins. Ann Arbor, 1963; Dubourdieu A. Les origines et le développement du culte des Pénates а̀ Rome. Rome, 1989.

Вернуться к началу