АПОЛЛО́Н
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АПОЛЛО́Н (’Απόλλων), в греч. религии и мифологии олимпийский бог.
Классический образ А. сочетал архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского происхождения (отсюда разнообразие его функций – как губительных, так и благодетельных, совмещение в нём мрачных и светлых сторон). Сын Зевса и Лето, брат Артемиды. А. родился на плавучем о. Астерия (Делос), принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила ступать на твёрдую землю. А. рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. А. поразил своими стрелами пытавшегося оскорбить Лето великана Тития, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. В Троянской войне А.-стреловержец помогает троянцам, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Наряду с губительными, А. присущи целительные действия; он врач, или Пеон, Алексикакос, защитник от зла и болезней. Позднее А. отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. А. – пророк и оракул, мыслился даже «водителем судьбы» – Мойрагетом. А. – пастух (Номий) и охранитель стад. Он основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, «отчий». Иногда эти черты А. связаны с мифами о служении людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом А. Когда сын А., врачеватель Асклепий, за попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, А. перебил киклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту. А. – музыкант, кифару он получил в обмен на коров от Гермеса. Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет – предводитель муз, который жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Для архаич. образа А. характерна близость к земледелию и пастушеству. Он – Дафний, то есть лавровый. Зооморфизм А. проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. Он – Сминфей («мышиный»), но он спаситель от мышей. Эпитет Ликейский («волчий») указывает на А. как на хранителя от волков и как на волка. Черты А., связанные с периодом господства женского начала, сказываются в его имени по матери – Летоид. На более поздней ступени архаики А. – охотник и пастух. Характерное для первобытного мышления представление о взаимопронизанности жизни и смерти не миновало и образ А.; на этой поздней ступени архаики он демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед, Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»).
На стадии олимпийской мифологии в этом мрачном божестве обнаруживается устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармонич. личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, наделяет их мудростью и обучает искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные черты А. становятся лишь рудиментарными атрибутами. Архаич. черты А. связаны также с его догреческим, малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне А. защищает троянцев и особенно почитается в Троаде и самой Трое. С эпохи колонизации Малой Азии (7 в. до н. э.) А. прочно вошёл в олимпийский пантеон богов. Внушительность и грозность А. вполне сочетаются с его юным изяществом, изысканностью и красотой. Этот классич. А. – бог героич. времени. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией А. Если, согласно одним мифам, А. и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник, то в других они вместе основывают город. Под покровительством А. Тесей убивает Минотавра и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы.
Культ А. был распространён в Греции повсеместно, но гл. центром его почитания был Дельфийский храм с оракулом А. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь А. Храм А. на Делосе был религ.-политич. центром Делосского союза. В классический период А. понимался прежде всего как бог искусства и худож. вдохновения, эволюционируя в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства. Из греч. колоний в Италии культ А. проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; Август объявил А. своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм А. близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.
Иконография
Образ А. получил широкое распространение уже в др.-греч. иск-ве периода архаики. Самым ранним точно идентифицированным (благодаря посвятительной надписи) изображением А. является угловатый, с заострёнными чертами лица и утрированно тонкой талией, т. н. Аполлон Мантикла или Тышкевича – бронзовая фигурка нач. 7 в. до н. э. (Бостон, Музей изящных искусств). В кон. 6 – нач. 5 вв. до н. э. в пластическом образе А. всё яснее проявляются черты порядка, гармонии и разума (несохранившийся Аполлон Филесий работы Канаха, Аполлон из Пьомбино в Лувре). В скульптуре 5 в. до н. э. А. – это, как правило, безупречно сложенный безбородый юноша, обнажённый, с прекрасным спокойным лицом: т. н. Кассельский Аполлон (оригинал приписывают Фидию), А. из группы зап. фронтона в храме Зевса Олимпийского (Олимпия). К 4 в. до н. э. восходят две статуи А.-драконоубийцы, наиболее известные среди всех изваяний этого бога: Аполлон Бельведерский (вероятно, 350–330 до н. э.; рим. копия с бронзового оригинала Леохара – Рим, Ватиканские музеи), изображённый только что пустившим стрелу в дракона, и Аполлон Савроктон Праксителя (сер. 4 в. до н. э.; сохранилось более 20 копий), пародийно представленный в виде подростка, в ленивой позе охотящегося за ящерицей. Широко распространены в иск-ве античности изображения А. как предводителя муз, обычно с лирой, а также как действующего лица разных мифологич. сюжетов (бой с Гераклом за дельфийский треножник, истребление детей Ниобы и т. д.). В иск-ве 15–19 вв. А. чаще всего выступает в связи с темой искусств, как символ их покровителя или поэтич. вдохновения, напр. в композициях с музами на Парнасе (Андреа Мантенья, Рафаэль, А. Р. Менгс), часто – как бог-Солнце, правящий небесной колесницей (Г. Рени), или как персонаж разл. повествоват. сюжетов: А. и Марсий (П. Перуджино), А. и Дафна (Дж. Л. Бернини), А., Гиацинт и Кипарис (А. А. Иванов) и др.