ПРАКСИ́ТЕ́ЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРАКСИ́ТЕ́ЛЬ (Πραξιτέλης), др.-греч. скульптор 4 в. до н. э. (работал в период 370–330). Уроженец Афин, сын и ученик Кефисодота. Один из крупнейших мастеров поздней классики; создавал скульптуры преим. в мраморе. О стиле П. позволяет судить статуя «Гермес с младенцем Дионисом» (ок. 340, Археологич. музей, Олимпия; см. илл. к ст. Классика). Найденная в 1877, она была сразу определена как произведение П. по упоминанию Павсания. Самое знаменитое произведение П. – несохранившаяся статуя «Афродита Книдская» (350–340; считается первой греч. обнажённой статуей Афродиты) из храма на о. Книд, которую Плиний Старший называл «прекраснейшей статуей не только Праксителя, но вообще в целом свете». Большим поклонником этой статуи был Лукиан. Лучшие её копии хранятся в музее Пио-Клементино (Ватикан; см. илл. к ст. Греция Древняя), Королевском музее иск-ва и истории (Брюссель) и в Глиптотеке (Мюнхен). Другое произведение П. – «Аполлон Сауроктон» («Убивающий ящерицу», бронза) известно по описанию Плиния Старшего и в дошедших до нас мраморных копиях. Сохранилась база из Мантинеи (Нац. музей, Афины), украшенная рельефами, на которой стояли статуи работы П. По сообщению Павсания, сам П. особенно ценил свою статую «Сатир, наливающий вино», стоявшую на ул. Треножников в Афинах. Возможно, именно она известна в ряде копий, лучшие из которых находятся в Музее Альбертинум (Дрезден) и в Нац. археологич. музее (Палермо). Статуя «Отдыхающий сатир», сохранившаяся во множестве копий [в музее Торлония, Капитолийских музеях (Рим), фрагмент – в Лувре (Париж), и др.], названа Плинием Старшим «всемирно известной». Лит. источники древности упоминают в числе произведений П. статуи «Эрот», «Артемида» (в храме Антикиры), «Лето и Хлорида» (в храме Аргоса), а также статуи победителей на спортивных состязаниях, портреты и погребальную скульптуру. У П. была слава мастера, который «совершенным искусством наделял свои мраморные фигуры душевными страстями». Безмятежной, утончённой грацией своих творений П. оказал влияние как на современное ему иск-во, так и на последующую эпоху эллинизма, особенно на александрийскую школу скульптуры.
Сыновья П. – Кефисодот и Тимарх также были скульпторами.