Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕФИСОДО́Т

Авторы: Д. Ю. Молок

КЕФИСОДО́Т (Κηφισόδοτος) Стар­ший, др.-греч. скульп­тор из Афин, отец Прак­си­те­ля. Ра­бо­тал в 1-й пол. 4 в. до н. э. Рас­цвет его твор­че­ст­ва Пли­ний Стар­ший от­но­сит к 102-й Олим­пиа­де (372–369 до н. э.). Кос­вен­но эта да­та под­твер­жда­ет­ся со­об­ще­ни­ем Плу­тар­ха о том, что скульп­тор был шу­ри­ном пол­ко­вод­ца Фо­кио­на. В ан­тич­ных ис­точ­ни­ках ма­сте­ру при­пи­сы­ва­ет­ся семь про­из­ве­де­ний: мра­мор­ная груп­па Зев­са Со­те­ра в Ме­га­лопо­ле (в со­ав­тор­ст­ве с Ксе­но­фон­том); три Му­зы на го­ре Ге­ли­кон (ос­таль­ные шесть бы­ли вы­пол­не­ны Строн­ги­лио­ном и Олим­пи­ос­фе­ном); брон­зо­вая ста­туя Афи­ны в Пи­рее; по­свя­ти­тель­ная ста­туя Афи­не Про­найе в Дель­фах; «Эй­ре­на (Мир) с мла­ден­цем Плу­то­сом (Бо­гат­ст­во)» на афин­ской Аго­ре; брон­зо­вые ста­туя ора­то­ра и ком­по­зи­ция «Гер­мес с мла­ден­цем Дио­ни­сом». Лишь ком­по­зи­цию «Эй­ре­на с мла­ден­цем Плу­то­сом» уда­лось со­от­не­сти с со­хра­нив­ши­ми­ся па­мят­ни­ка­ми: её изо­бра­же­ние встре­ча­ет­ся на афин­ских мо­не­тах рим. вре­ме­ни и на па­на­фи­ней­ских ам­фо­рах, да­ти­руе­мых ар­хонт­ст­вом Кал­ли­ме­да (360–359 до н. э.); до на­ших дней до­шёл ряд мра­мор­ных ре­п­лик (Глип­то­те­ка, Мюн­хен; Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк). Брон­зо­вый ори­ги­нал да­ти­ру­ет­ся ли­бо вре­ме­нем ко­рот­ко­го ми­ра со Спар­той и вве­де­ния в Афи­нах офиц. куль­та Эй­ре­ны в 374 до н. э., ли­бо Па­нэл­лин­ским ми­ром 371 до н. э. (по­след­няя да­та сов­па­да­ет с да­той, при­во­ди­мой Пли­ни­ем). Ста­туя, т. о., име­ла не толь­ко ху­дож., но и по­ли­тич. зна­че­ние, пред­став­ляя со­бой ал­ле­го­рию, вы­дер­жан­ную в сти­ле пер­во­го «офи­ци­аль­но­го» нео­клас­си­циз­ма в др.-греч. ис­кус­ст­ве.

Ке­фи­со­до­та Млад­ше­го и его бра­та Ти­мар­ха – сы­но­вей Прак­си­те­ля, вну­ков К. Стар­ше­го, – Пли­ний на­зы­ва­ет в спи­ске скульп­то­ров, ра­бо­тав­ших в брон­зе. Рас­цвет их дея­тель­но­сти он от­но­сит к 121-й Олим­пиа­де (296–293 до н. э.). Про­из­ве­де­ния «сы­но­вей Прак­си­те­ля» из­вест­ны в осн. по на­зва­ни­ям. Уце­ле­ли неск. баз от ста­туй с сиг­на­ту­ра­ми обо­их брать­ев. Од­на из них, най­ден­ная в те­атре Дио­ни­са в Афи­нах, – от порт­ре­та Ме­нан­д­ра, к ко­то­ро­му совр. ис­сле­до­ва­те­ли воз­во­дят ряд со­хра­нив­ших­ся рим. ре­п­лик (в брон­зе и мра­мо­ре). В свя­ти­ли­ще Аск­ле­пия на о. Кос об­на­ру­же­ны фраг­мен­ты мра­мор­ных ори­ги­на­лов ра­бо­ты сы­но­вей Прак­си­те­ля, опи­сан­ные Ге­ро­дом (ны­не – в Ар­хео­логич. му­зее, Стам­бул, и Му­зее зем­ли Ба­ден-Вюр­тем­берг, Штут­гарт). Су­дя по этим фраг­мен­там, сы­но­вья Прак­си­те­ля про­дол­жа­ли тра­ди­ции от­ца и соз­да­ва­ли ча­рую­щие, тон­кие ра­бо­ты.

Лит.: Rocca E. La Eirene e Ploutos // Jahr­buch des Deutschen Archäologischen Institutes. 1974. Bd 89; Jung H. Zur Eirene des Kephisodot // Ibid. 1976. Bd 91.

Вернуться к началу