АРТЕМИ́ДА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРТЕМИ́ДА (Ἄρτεμις, род. п. ’Aρτέμιδος), в греч. мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето́, сестра-близнец Аполлона. Родилась на о. Делос. Классическая А. – девственница и принципиальная защитница целомудрия. А. Эфесская – покровительница амазонок. С целомудрием богини связано древнее представление о её лунной природе, откуда близость А. к колдовским чарам Луны и богини Гекаты. А. – участница битвы с гигантами. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воевала на стороне троянцев, что связано с малоазийским происхождением богини. А. – враг любого покушения на права и устои Олимпийцев. Благодаря хитрости А. погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся взять приступом Олимп. А. и Аполлоном были убиты дерзкий великан Титий, а также двенадцать детей Ниобы, похвалявшейся своим потомством.
Богиня обычно пользовалась стрелами как орудием наказания. А., не получив в дар начатки плодов урожая, наслала на Калидон (Этолия) вепря, потребовала в жертву дочь предводителя ахейцев под Троей Агамемнона – Ифигению. Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань. Эти функции связаны с архаическим прошлым богини, когда она воспринималась «владычицей зверей». Древнейшая А. не только охотница, но и сама медведица. Даже в классич. Греции, в Аттике (в Бравроне) жрицы А. Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались «медведицами». Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов, Рее-Кибеле (Кивеве) в Малой Азии, откуда и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В рим. мифологии А. соответствует Диана.
Чаще всего А. предстаёт в виде прекрасной девы в коротком хитоне, с колчаном за спиной, в сопровождении лани и нимф. Сохранились её изображения в виде скульптурных рельефов, входивших в композицию храмовых фризов (вост. фриз Парфенона, 447–432 до н. э., Музей Акрополя, Афины; фриз Пергамского алтаря, ок. 180 до н. э., Пергамон-музей, Берлин), в вазописи. Известны рим. копии с греч. оригиналов Праксителя («Артемида из Габий» – копия «Артемиды Бравронии») и Леохара. Особняком стоит «Артемида Эфесская» – культовая статуя, где богиня изображена матерью-кормилицей со множеством сосцов. Среди сюжетов наиболее популярными были сцены убийства детей Ниобы, наказания Актеона. Начиная с 16 в. художники чаще обращались к образу Дианы (в сценах её охоты, отдыха и особенно купания).