Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АСКЛЕ́ПИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 361

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Тахо-Годи
«Асклепий и Гигиея». Римская копия. С греческого оригинала (4 в. до н. э.). Мрамор. Музеи Ватикана (Рим).

АСКЛЕ́ПИЙ (’Ασϰληπιός), в греч. ми­фо­ло­гии бог вра­че­ва­ния, сын Апол­ло­на и ним­фы Ко­ро­ни­ды (по др. вер­сии – сын Ар­си­нои). А. при­пи­сы­ва­ют сы­но­вей По­да­ли­рия и Ма­хао­на, ко­то­рые в «Илиа­де» Го­ме­ра упо­ми­на­ют­ся как пре­крас­ные вра­чи. До­че­ри А. – Ги­ги­ея и Па­на­кия – жен­ские кор­ре­ля­ты А. Осо­бен­но А. по­чи­тал­ся в Эпи­дав­ре, ку­да сте­ка­лись страж­ду­щие за ис­це­ле­ни­ем со всех кон­цов Гре­ции. Не­пре­мен­ный ат­ри­бут А. – змея (или да­же две). Зна­ме­ни­тые вра­чи на о. Кос по обы­чаю счи­та­лись по­том­ка­ми А. и на­зы­ва­лись Аск­ле­пиа­да­ми. А. вос­при­ни­мал­ся как ипо­стась Апол­ло­на, из­вест­ны их об­щие хра­мы и ат­ри­бу­ты. В рим. ми­фо­ло­гии А. име­ну­ет­ся Эс­ку­ла­пом. Культ его был вве­дён в нач. 3 в. до н. э. на одном из ост­ро­вов Тиб­ра, и там, где бы­ла вы­пу­ще­на при­ве­зён­ная из Эпи­дав­ра змея, ос­но­ва­ли храм бо­га.

Иконография

Боль­шин­ст­во ан­тич­ных изо­бра­же­ний А. – по­свя­ти­тель­ные рель­е­фы в хра­мах и свя­ти­ли­щах. Со­хра­ни­лись ста­туи бо­га и их фраг­мен­ты (го­ло­ва А. с о. Ме­лос, эл­ли­ни­стическая ко­пия, воз­мож­но, со скульп­ту­ры Бри­ак­си­са, Бри­тан­ский му­зей, Лон­дон). Обыч­но имел вид бо­ро­да­то­го му­жа, оде­то­го в длин­ный плащ и опи­раю­ще­гося на по­сох, во­круг ко­то­ро­го об­ви­ва­ет­ся змея (от­сю­да изо­бра­же­ние змеи в совр. мед. сим­во­ли­ке). В ср.-век. и ре­нес­санс­ных книж­ных ил­лю­ст­ра­ци­ях А. изо­бра­жал­ся как по­кро­ви­тель вра­чей и апте­ка­рей (си­дя­щим в ап­те­ке сре­ди ле­карств и ин­ст­ру­мен­тов).

Вернуться к началу