ПАРИ́С
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРИ́С (Πάρις), в греч. мифологии сын царя Трои Приама и Гекубы. Поскольку ещё до рождения П. было предсказано, что он станет причиной гибели Трои, по приказу Приама П. оставили на склоне горы Ида. Однако младенец не погиб: неск. дней его вскармливала медведица, затем его подобрали и воспитали местные пастухи, которые дали ему имя П. Когда П. вырос и сам стал пастухом, за храбрость в отражении нападений разбойников он получил второе имя – Александр («отражающий мужей»). Именно П. поручил Зевс разрешить спор трёх богинь (Геры, Афины и Афродиты) за право считаться самой прекрасной. П. решил спор в пользу Афродиты, которая обещала ему самую красивую женщину. Во время состязаний в Трое, в которых П. одержал победу, он был узнан своей сестрой Кассандрой. П. радостно приняли Приам и Гекуба (несмотря на протесты сестры). Затем П. отправился в Грецию, где с помощью Афродиты, нарушив законы гостеприимства, похитил жену спартанского царя Менелая – прекрасную Елену. Похищение Елены стало причиной Троянской войны. В «Илиаде» Гомера П. не отличается особым героизмом. В поединке с Менелаем только вмешательство Афродиты спасло жизнь П. В конце войны П. с помощью Аполлона стрелой поразил Ахилла, но и сам погиб от отравленной стрелы, выпущенной Филоктетом.
Иконография
П. обычно изображают прекрасным обнажённым юношей в плаще и фригийском колпаке (статуи А. Кановы, 1816, Новая пинакотека, Мюнхен; нач. 19 в., Эрмитаж, С.-Петербург). В античном иск-ве (скульптура, монеты, др.-греч. вазопись, рим. фрески и мозаики) представлены разл. эпизоды из жизни П. В европ. мифологич. живописи Нового времени одним из наиболее популярных сюжетов стал «Суд Париса» (картины Л. Кранаха Старшего, Ф. Флориса, П. П. Рубенса, Я. Йорданса, А. Ватто, О. Ренуара, П. Гогена и др.), а также эпизоды из истории любви П. и Елены [картины «Похищение Парисом Елены» Г. Рени (1626–29), «Парис и Елена» Ж. Л. Давида (1788, обе – Лувр, Париж), «Венера внушает Елене любовь к Парису» А. Кауфман (1790, Эрмитаж)].