ЙО́РДАНС ИОРДАНС ЯКОБ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЙО́РДАНС, Иорданс (Jordaens) Якоб (крещён 20.5.1593, Антверпен – 18.10.1678, там же), флам. живописец, график. Сын торговца одеждой. С 1607 учился в Антверпене у А. ван Норта, на дочери которого женился. В 1615 получил звание мастера гильдии Св. Луки (в 1621 декан гильдии). В 1650-х гг. перешёл в кальвинизм, но продолжал выполнять заказы для католич. церквей и монастырей. В творчестве Й. почвенное начало флам. иск-ва выражено с подкупающей, подчас грубоватой чувственной силой. Близкий П. П. Рубенсу полнотой оптимистич. мироощущения, Й. не обладал его даром худож. обобщения и богатством фантазии. Отказываясь от героизации образов, Й. даже религ. и мифологич. сюжеты трактовал в жанровом плане; праздничная зрелищность в его иск-ве сочетается с оттенком прозаич. обстоятельности.
Раннее творчество Й. отмечено влиянием караваджизма («Поклонение волхвов», 1616, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Четыре евангелиста», 1625–30, Лувр, Париж, и др.). Индивидуальность молодого мастера проявляется в особом типе крупномасштабной композиции,
где фигуры выдвинуты на первый план и заполняют всю поверхность картины, лишённой пространственной глубины; низкий горизонт усиливает впечатление грузности тел и предметов. Эти приёмы, почти не претерпевшие изменений в течение всей творч. эволюции художника, возможно, были связаны с активной работой Й. над картонами для шпалер с их особыми законами построения композиции и пространства.
Ярче всего своеобразие Й. проявляется в полотнах, где преобладают жанровые мотивы. Среди его любимых тем – варианты картин «Сатир в гостях у крестьянина» (на сюжет басен Эзопа; музеи Москвы, Касселя, Будапешта, Мюнхена, Брюсселя) и изображений праздника «бобового короля» (Эрмитаж, С.-Петербург; Художественно-историч. музей, Вена, и др.). В них царит дух разнузданного веселья, красноречив и ярок каждый персонаж, мягкая тёплая цветовая гамма содержит множество оттенков, от золотисто-розового до золотисто-коричневого. В картинах на мифологич. сюжеты представлены такие же сильные, выхваченные из жизни полнокровные типы («Воспитание Юпитера», КГ, Кассель; «Мелеагр и Аталанта», 1618, Королевский музей изящных искусств, Антверпен, и др.). Аллегории Й. (наиболее известная – «Аллегория Плодородия», ок. 1623, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), обладающие красотой яркого колорита, кажутся в целом перегруженными деталями и массивными фигурами обнажённых натурщиц. Портреты стилистически близки к другим его картинам («Автопортрет с родителями, братьями и сёстрами», ок. 1615, Эрмитаж; «Семейный портрет», ок. 1621–22, Прадо, Мадрид).
Вместе с П. П. Рубенсом Й. исполнял в Антверпене декоративные работы, приобретя (после смерти Рубенса) славу первого живописца Фландрии. Грандиозный объём работ (декоративно-аллегорич. циклы и росписи, в т. ч. по заказам европ. монархов), большие серии картонов для шпалер, посвящённые Карлу I Великому, Александру Македонскому, Одиссею (1660-е гг.), созданные при активном участии мастерской, способствовали постепенной утрате Й. творч. самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Исполнял также акварели и офорты.