Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЙО́РДАНС ИОРДАНС ЯКОБ

Авторы: Т. П. Каптерева
Я. Йорданс. «Бобовый король». Сер. 17 в. Королевский музей изящных искусств (Брюссель).

ЙО́РДАНС, Иор­данс (Jordaens) Якоб (кре­щён 20.5.1593, Ан­твер­пен – 18.10.1678, там же), флам. жи­во­пи­сец, гра­фик. Сын тор­гов­ца оде­ж­дой. С 1607 учил­ся в Ан­твер­пе­не у А. ван Нор­та, на до­че­ри ко­то­ро­го же­нил­ся. В 1615 по­лу­чил зва­ние мас­те­ра гиль­дии Св. Лу­ки (в 1621 де­кан гиль­дии). В 1650-х гг. пе­ре­шёл в каль­ви­низм, но про­дол­жал вы­пол­нять за­ка­зы для ка­то­лич. церк­вей и мо­на­сты­рей. В твор­че­ст­ве Й. поч­вен­ное на­ча­ло флам. иск-ва вы­ра­же­но с под­ку­паю­щей, под­час гру­бо­ва­той чув­ст­вен­ной си­лой. Близ­кий П. П. Ру­бен­су пол­но­той оп­ти­ми­стич. ми­ро­ощу­ще­ния, Й. не об­ла­дал его да­ром ху­дож. обоб­ще­ния и бо­гат­ст­вом фан­та­зии. От­ка­зы­ва­ясь от ге­рои­за­ции об­ра­зов, Й. да­же ре­лиг. и ми­фо­ло­гич. сю­же­ты трак­то­вал в жан­ро­вом пла­не; празд­нич­ная зре­лищ­ность в его иск-ве со­че­та­ет­ся с от­тен­ком про­за­ич. об­стоя­тель­но­сти.

Ран­нее твор­че­ст­во Й. от­ме­че­но влия­ни­ем ка­ра­вад­жиз­ма («По­кло­не­ние вол­хвов», 1616, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; «Че­ты­ре еван­ге­ли­ста», 1625–30, Лувр, Па­риж, и др.). Ин­ди­ви­ду­аль­ность мо­ло­до­го мас­те­ра про­яв­ля­ет­ся в осо­бом ти­пе круп­но­мас­штаб­ной ком­по­зи­ции,

Я. Йорданс. «Семейный портрет». Ок. 1621–22. Прадо (Мадрид).

где фи­гу­ры вы­дви­ну­ты на пер­вый план и за­пол­ня­ют всю по­верх­ность кар­ти­ны, ли­шён­ной про­стран­ст­вен­ной глу­би­ны; низ­кий го­ри­зонт уси­ли­ва­ет впе­чат­ле­ние груз­но­сти тел и пред­ме­тов. Эти приё­мы, поч­ти не пре­тер­пев­шие из­ме­не­ний в те­че­ние всей творч. эво­лю­ции ху­дож­ни­ка, воз­мож­но, бы­ли свя­за­ны с ак­тив­ной ра­бо­той Й. над кар­то­на­ми для шпа­лер с их осо­бы­ми за­ко­на­ми по­строе­ния ком­по­зи­ции и про­стран­ст­ва.

Яр­че все­го свое­об­ра­зие Й. про­яв­ля­ет­ся в по­лот­нах, где пре­об­ла­да­ют жан­ро­вые мо­ти­вы. Сре­ди его лю­би­мых тем – ва­ри­ан­ты кар­тин «Са­тир в гос­тях у кре­сть­я­ни­на» (на сю­жет ба­сен Эзо­па; му­зеи Мо­ск­вы, Кас­се­ля, Бу­да­пеш­та, Мюн­хе­на, Брюс­се­ля) и изо­бра­же­ний празд­ни­ка «бо­бо­во­го ко­ро­ля» (Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; Ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­рич. му­зей, Ве­на, и др.). В них ца­рит дух раз­нуз­дан­но­го ве­се­лья, крас­но­ре­чив и ярок ка­ж­дый пер­со­наж, мяг­кая тё­п­лая цве­то­вая гам­ма со­дер­жит мно­же­ст­во от­тен­ков, от зо­ло­ти­сто-ро­зо­во­го до зо­ло­ти­сто-ко­рич­не­во­го. В кар­ти­нах на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты пред­став­ле­ны та­кие же силь­ные, вы­хва­чен­ные из жиз­ни пол­но­кров­ные ти­пы («Вос­пи­та­ние Юпи­те­ра», КГ, Кас­сель; «Ме­ле­агр и Ата­лан­та», 1618, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Ан­твер­пен, и др.). Ал­ле­го­рии Й. (наи­бо­лее из­вест­ная – «Ал­ле­го­рия Пло­до­ро­дия», ок. 1623, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Брюс­сель), об­ла­даю­щие кра­со­той яр­ко­го ко­ло­ри­та, ка­жут­ся в це­лом пе­ре­гру­жен­ны­ми де­та­ля­ми и мас­сив­ны­ми фи­гу­ра­ми об­на­жён­ных на­тур­щиц. Порт­ре­ты сти­ли­сти­че­ски близ­ки к дру­гим его кар­ти­нам («Ав­то­порт­рет с ро­ди­те­ля­ми, бра­тья­ми и сё­ст­ра­ми», ок. 1615, Эр­ми­таж; «Се­мей­ный порт­рет», ок. 1621–22, Пра­до, Мад­рид).

Вме­сте с П. П. Ру­бен­сом Й. ис­пол­нял в Ан­твер­пе­не де­ко­ра­тив­ные ра­бо­ты, при­об­ре­тя (по­сле смер­ти Ру­бен­са) сла­ву пер­во­го жи­во­пис­ца Флан­д­рии. Гран­ди­оз­ный объ­ём ра­бот (де­ко­ра­тив­но-ал­ле­го­рич. цик­лы и рос­пи­си, в т. ч. по за­ка­зам ев­роп. мо­нар­хов), боль­шие се­рии кар­то­нов для шпа­лер, по­свя­щён­ные Кар­лу I Ве­ли­ко­му, Алек­сан­д­ру Ма­ке­дон­ско­му, Одис­сею (1660-е гг.), со­здан­ные при ак­тив­ном уча­стии мас­тер­ской, спо­соб­ст­во­ва­ли по­сте­пен­ной ут­ра­те Й. творч. са­мо­быт­но­сти, сле­до­ва­нию чис­то внеш­ним де­ко­ра­тив­ным за­да­чам. Ис­пол­нял так­же ак­ва­ре­ли и офор­ты.

Лит.: Stubbe A. J. Jordaens en de barok. Antw., 1948; Мо­ро­зо­ва С. В. Йор­данс. М., 1974; Hulst A. de. Jordaens drawings. L., 1974. Vol. 1–4; idem. J. Jordaens. Antw., 1993. Vol. 1–2; Гри­цай Н. Ру­бенс и Йор­данс // За­пад­но­ев­ро­пей­ское ис­кус­ст­во XVII в. Л., 1981; J. Jor­daens. Painting and tapestries. (Cat.). Antw., 1993. Vol. 1–2.

Вернуться к началу