АФРОДИ́ТА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АФРОДИ́ТА (’Αφροδίτη), в греч. мифологии богиня любви и красоты. Сохранились две версии её происхождения: гомеровская, по которой А. – дочь Зевса и Дионы, и гесиодовская, по которой А. родилась из крови оскоплённого Кроносом Урана, попавшей в море и образовавшей пену. Отсюда – имя богини «Пеннорождённая».
А. обладала космическими и надкосмическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это её воодушевляющее, вечно юное начало представлено у рим. поэта 1 в. до н. э. Лукреция в поэме «О природе вещей». А. воспринималась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини – А. «в садах», «священно-садовая», А. «в стеблях», «на лугах». А. прославлялась как «дарующая земле изобилие», «вершинная» (богиня гор), «благая спутница и добрая помощница в плавании» (богиня моря). Она богиня браков и родов, а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей, по Гомеру, не подвластны только Афина, Артемида и Гестия.
Однако в Греции архаичные черты этой малоазийской богини, близкой к Великой Матери, Кибеле (Кивеве), значительно смягчаются. Образ хтонич. божества, внушающего ужас своей стихийной сексуальностью и плодовитостью, сменяется образом кокетливой и игривой богини, занявшей прочное место среди олимпийцев. Супругом А. является Гефест, самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Любви А. домогались Посейдон и Арес.
Как и др. олимпийские боги, покровительствует героям (Парис и Елена), но это покровительство распространяется только на сферу любви. Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (Ипполит, Нарцисс). А. пытается вмешаться в воен. события под Троей, защищая троянцев наравне с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида.
Хотя классическая А. всё ещё внушает своим появлением ужас, она постоянно именуется «золотой», «прекрасновенчанной», «сладко-умильной», «многозлатой», «прекрасноокой». Архаич. рудиментом является пояс богини, который она передала Гере, чтобы помочь ей соблазнить Зевса – в нём заключены любовь, желание, слова обольщения.
Храм А. Урании («Небесной») на о. Кифера считался у греков самым древним и священным. А. Пандемос («Всенародная») тоже имела свой храм на афинском Акрополе. Поклонение ей было введено Тесеем. Здесь вполне ясно выражается общегосударственный смысл культа А., объединявшей всё население Аттики. Многочисл. святилища А. имелись в др. областях Греции, особенно почиталась богиня в Малой Азии, в Сирии, в г. Библос.
А. отождествлялась с финикийской Астартой, ассиро-вавилонской Иштар и египетской Исидой. В Риме А. почиталась под именем Венеры, считалась прародительницей римлян через своего сына, троянца Энея, отца Юла, легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь, и особенно прославлялась в эпоху принципата Августа.
Иконография. В многочисл. изображениях А. периодов греч. архаики и классики богиня представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н. э. – полунагой или обнажённой. В образе А. античные мастера воплощали идеальные представления своего времени о женской красоте – в статуях работы Алкамена («Афродита в садах», 2-я пол. 5 в. до н. э.; известна в рим. копии, Лувр, Париж), Праксителя («Афродита Книдская», 350–340 до н. э.; известно св. 50 позднейших реплик, в т. ч. в Музеях Ватикана, Рим; к другой его статуе «Афродита Косская» восходит, очевидно, «Афродита из Арля», Лувр) и др.; в живописи Апеллеса («Афродита Анадиомена», 2-я пол. 4 в. до н. э.; не сохранилась) и в др.-греч. вазописи. Одним из излюбленных сюжетов со времён античности до 19 в. был «суд Париса», с непременным участием А. (картины Л. Кранаха, Джорджоне, П. П. Рубенса, А. Ватто, О. Ренуара, П. Гогена и др.). Популярны были и сюжеты, связанные с любовью А. и Ареса, также А. и Адониса.