Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АФРОДИ́ТА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 561-562

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Тахо-Годи

АФРОДИ́ТА (’Αφροδίτη), в греч. ми­фо­ло­гии бо­ги­ня люб­ви и кра­со­ты. Со­хра­ни­лись две вер­сии её про­ис­хо­ж­де­ния: го­ме­ров­ская, по ко­то­рой А. – дочь Зев­са и Дио­ны, и ге­сио­дов­ская, по ко­то­рой А. ро­ди­лась из кро­ви ос­ко­п­лён­но­го Кро­носом Ура­на, по­пав­шей в мо­ре и об­ра­зовав­шей пе­ну. От­сю­да – имя бо­ги­ни «Пен­но­ро­ж­дён­ная».

«Рождение Афродиты». Рельеф т. н. трона Людовизи. Мрамор. 470–450 до н. э. Национальный музей (Рим). Фото П. С. Павлинова

А. об­ла­да­ла кос­ми­че­ски­ми и над­кос­ми­че­ски­ми функ­ция­ми мощ­ной, про­ни­зы­ваю­щей весь мир люб­ви. Это её во­оду­шев­ляю­щее, веч­но юное на­ча­ло пред­став­ле­но у рим. по­эта 1 в. до н. э. Лук­ре­ция в по­эме «О при­ро­де ве­щей». А. вос­при­ни­ма­лась как бо­ги­ня пло­до­ро­дия, веч­ной вес­ны и жиз­ни. От­сю­да эпи­те­ты бо­ги­ни – А. «в са­дах», «свя­щен­но-са­довая», А. «в стеб­лях», «на лу­гах». А. про­слав­ля­лась как «да­рую­щая зем­ле изо­би­лие», «вер­шин­ная» (бо­ги­ня гор), «бла­гая спут­ни­ца и до­б­рая по­мощ­ни­ца в пла­ва­нии» (бо­ги­ня мо­ря). Она бо­ги­ня бра­ков и ро­дов, а так­же «де­то­пи­та­тель­ни­ца». Лю­бов­ной вла­сти А. под­чи­не­ны бо­ги и лю­ди. Ей, по Го­ме­ру, не под­вла­ст­ны толь­ко Афи­на, Ар­те­ми­да и Гес­тия.

Од­на­ко в Гре­ции ар­ха­ич­ные чер­ты этой ма­ло­азий­ской бо­ги­ни, близ­кой к Ве­ли­кой Ма­те­ри, Ки­бе­ле (Ки­ве­ве), зна­чи­тель­но смяг­ча­ют­ся. Об­раз хто­нич. бо­же­ст­ва, вну­шаю­ще­го ужас своей сти­хий­ной сек­су­аль­но­стью и пло­до­ви­то­стью, сме­ня­ет­ся об­ра­зом ко­кет­ли­вой и иг­ри­вой бо­ги­ни, за­няв­шей проч­ное ме­сто сре­ди олим­пий­цев. Суп­ру­гом А. яв­ля­ет­ся Ге­фест, са­мый ис­кус­ный мас­тер и са­мый не­кра­си­вый сре­ди бо­гов. Люб­ви А. до­мо­га­лись По­сей­дон и Арес.

Как и др. олим­пий­ские бо­ги, по­кро­ви­тель­ст­ву­ет ге­ро­ям (Па­рис и Еле­на), но это по­кро­ви­тель­ст­во рас­про­стра­ня­ет­ся толь­ко на сфе­ру люб­ви. По­мо­гая лю­бя­щим, А. пре­сле­ду­ет тех, кто от­вер­га­ет лю­бовь (Ип­по­лит, Нар­цисс). А. пы­та­ет­ся вме­шать­ся в во­ен. со­бы­тия под Тро­ей, за­щи­щая тро­ян­цев на­рав­не с та­ки­ми бо­га­ми ма­ло­азий­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, как Апол­лон, Арес, Ар­те­ми­да.

Хо­тя клас­си­че­ская А. всё ещё вну­ша­ет сво­им по­яв­ле­ни­ем ужас, она по­сто­янно име­ну­ет­ся «зо­ло­той», «пре­крас­но­вен­чан­ной», «слад­ко-умиль­ной», «мно­го­зла­той», «пре­крас­но­окой». Ар­ха­ич. ру­ди­мен­том яв­ля­ет­ся по­яс бо­ги­ни, ко­то­рый она пе­ре­да­ла Ге­ре, что­бы по­мочь ей со­блаз­нить Зев­са – в нём за­клю­че­ны лю­бовь, же­ла­ние, сло­ва оболь­ще­ния.

Храм А. Ура­нии («Не­бес­ной») на о. Ки­фе­ра счи­тал­ся у гре­ков са­мым древ­ним и свя­щен­ным. А. Пан­де­мос («Все­на­род­ная») то­же име­ла свой храм на афин­ском Ак­ро­по­ле. По­кло­не­ние ей бы­ло вве­де­но Те­се­ем. Здесь впол­не яс­но вы­ра­жа­ет­ся об­ще­го­су­дар­ст­вен­ный смысл куль­та А., объ­е­ди­няв­шей всё на­се­ле­ние Ат­ти­ки. Мно­го­числ. свя­ти­ли­ща А. име­лись в др. об­лас­тях Гре­ции, осо­бен­но по­чи­та­лась бо­ги­ня в Ма­лой Азии, в Си­рии, в г. Биб­лос.

А. ото­жде­ст­в­ля­лась с фи­ни­кий­ской Ас­тар­той, ас­си­ро-ва­ви­лон­ской Иш­тар и египетской Иси­дой. В Ри­ме А. по­чи­та­лась под име­нем Ве­не­ры, счи­та­лась пра­роди­тель­ни­цей рим­лян че­рез сво­его сы­на, тро­ян­ца Энея, от­ца Юла, ле­ген­дар­но­го пред­ка ро­да Юли­ев, к ко­то­ро­му при­над­ле­жал Юлий Це­зарь, и осо­бен­но про­слав­ля­лась в эпо­ху прин­ци­па­та Ав­гу­ста.

Ико­но­гра­фия. В мно­го­числ. изо­бра­же­ни­ях А. пе­риодов греч. ар­хаи­ки и клас­си­ки бо­ги­ня пред­ста­ва­ла в одея­нии, на­чи­ная же с 4 в. до н. э. – по­лу­на­гой или об­на­жённой. В об­ра­зе А. ан­тичные мас­те­ра во­пло­ща­ли иде­аль­ные пред­став­ле­ния сво­его вре­ме­ни о жен­ской кра­со­те – в ста­ту­ях ра­бо­ты Ал­ка­ме­на («Аф­ро­ди­та в са­дах», 2-я пол. 5 в. до н. э.; из­вест­на в рим. ко­пии, Лувр, Па­риж), Прак­си­те­ля («Аф­ро­ди­та Книд­ская», 350–340 до н. э.; из­вест­но св. 50 позд­ней­ших ре­п­лик, в т. ч. в Му­зе­ях Ва­ти­ка­на, Рим; к дру­гой его ста­туе «Аф­ро­ди­та Кос­ская» вос­хо­дит, оче­вид­но, «Аф­ро­ди­та из Ар­ля», Лувр) и др.; в жи­во­пи­си Апелле­са­ («Аф­ро­ди­та Ана­дио­ме­на», 2-я пол. 4 в. до н. э.; не со­хра­ни­лась) и в др.-греч. ва­зо­пи­си. Од­ним из из­люб­лен­ных сю­же­тов со вре­мён ан­тич­но­сти до 19 в. был «суд Па­ри­са», с не­пре­мен­ным уча­сти­ем А. (кар­ти­ны Л. Кра­на­ха, Джорд­жо­не, П. П. Ру­бен­са, А. Ват­то, О. Ре­нуа­ра, П. Го­ге­на и др.). По­пу­ляр­ны бы­ли и сю­же­ты, свя­зан­ные с лю­бо­вью А. и Аре­са, так­же А. и Адо­ни­са.

Лит.: Schilling R. La religion romaine de Vénus... P., 1954; Simon E. Die Geburt der Aphrodite. B., 1959.

Вернуться к началу