ПОСЕЙДО́Н
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОСЕЙДО́Н (Ποσειδῶν), в др.-греч. религии и мифологии бог морской стихии. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Аида, Геры, Деметры и Гестии. После победы богов-олимпийцев над титанами по жребию получил в свой удел власть над морем. Супругой П. стала нереида Амфитрита (см. Нереиды), у них родились сын Тритон и дочери Рода и Бентесикима. П. имел многочисл. потомство от разных богинь и смертных женщин [Антей, сын Геи, Орион, сын Эвриалы, великаны От и Эфиальт, сыновья Ифимедеи, царь бебриков (народа, обитавшего в Вифинии в античную эпоху) Амик, сын Вифинской нимфы Мелии, герои Пелей и Нелей, сыновья Тиро, Тесей, царь Афин, сын Эфры и мн. др.]. Дворец П. находился на дне моря, откуда он часто отправлялся на колеснице, запряжённой белыми конями, осматривать свои владения. С помощью трезубца П. мог вызывать на море страшную бурю, наводнение и даже землетрясение. П. был также покровителем коневодства и почитался как П. Гиппий (конный). Порождением П. считались крылатый Пегас и божественный конь Арион. П. вместе с Аполлоном воздвиг стены Трои, но не получил заслуженной платы от царя Лаомедонта и за это наслал на город мор. чудовище. Во время Троянской войны помогал ахейцам в их борьбе против троянцев. П. много лет преследовал Одиссея, ослепившего его сына циклопа Полифема. П. проиграл Афине спор за Аттику, но всё равно почитался в Эрехтейоне на афинском Акрополе; был построен также знаменитый храм П. на мысе Суний в Аттике. В Греции существовали многочисл. святилища П., обычно расположенные на побережье. П. были посвящены общегреческие Истмийские игры. В рим. мифологии П. соответствует Нептун.
Иконография
В античном иск-ве П. изображается бородатым мужем средних лет, как правило, в длинном хитоне; внешне схож с Зевсом и Аидом. Его постоянные атрибуты – трезубец (килик вазописца Ксенокла, 540 до н. э., Брит. музей, Лондон), иногда рыба, дельфин или гиппокамп (килик архаич. эпохи из Музея искусств Гарвардского ун-та). В руке бронзовой статуи т. н. Посейдона (ок. 460 до н. э., Нац. археологич. музей, Афины), найденной в море близ мыса Артемисион и приписываемой Агеладу, предположительно был трезубец (ныне утрачен; по др. версии, это статуя Зевса с молнией). Иногда П. изображается рядом с супругой Амфитритой (этрусская амфора 6 в. до н. э. из Музея археологии и антропологии Пенсильванского ун-та, Филадельфия). Фигура П. встречается также в сцене рождения Афины среди богов-олимпийцев, в сцене спора с Афиной о владычестве над Аттикой (вост. и зап. фронтоны Парфенона, мастерская Фидия, 440–432 до н. э., Брит. музей, Лондон; музей Акрополя, Афины), а также в сцене встречи с сыном Тезеем (раннеклассич. кратер из Музея искусств Гарвардского ун-та, нач. 5 в. до н. э.). Павсаний упоминает о том, что в храме Посейдона в Коринфе, «по величине не очень большом, стоят медные тритоны. В преддверии храма находятся статуи: две – Посейдона, третья – Амфитриты и ещё одна – Талассы (Моря), тоже медная». В др.-рим. иск-ве П. (Нептун) часто полуобнажён, с дельфином и трезубцем в руках, фигурирует в изображениях совета богов (миниатюры «Римского Вергилия», 6 в., Б-ка Ватикана), а также в сцене свадьбы Нептуна и Амфитриты, влекомых гиппокампами в сопровождении нереид и амуров (алтарь Гнея Домиция Агенобарба, 115–70 до н. э., Лувр, Париж; мозаика из терм Нептуна в Остии, ок. 139 н. э.); получают распространение парные изображения стоящих рядом Нептуна и Амфитриты (мозаика нимфея в Геркулануме, до 79 н. э.).
В европ. иск-ве Нового времени популярны как отд. изображения Нептуна, так и сцена триумфа Нептуна и Амфитриты (картина Н. Пуссена, сер. 1630-х гг., Музей искусств, Филадельфия). Здесь, как и в скульптурной группе Дж. Л. Бернини (ок. 1622–23, Музей Виктории и Альберта, Лондон), в свите Н. появляется Тритон, трубящий в раковину. Сцена триумфа может служить иллюстрацией сюжета из «Энеиды» Вергилия об усмирении Нептуном моря (рисунок «Нептун на водах» А. П. Лосенко, 1760-е гг., ГТГ). Популярны также парные изображения Нептуна и Амфитриты, в т. ч. любовные сцены (солонка короля Франциска I работы Б. Челлини, 1540–43, Худож.-историч. музей, Вена; картина «Нептун и Амфитрита» Я. Госсарта, 1516, КГ, Берлин). В образе Нептуна – повелителя морей А. Бронзино изобразил адмирала А. Дориа (1535–40, Пинакотека Брера, Милан). Нептун может изображаться как олицетворение водной стихии вообще («Фонтан Нептуна» на пл. Синьории во Флоренции, ок. 1560–75, скульптор Б. Амманати; картины «Союз Земли и Воды» П. П. Рубенса, 1618, Эрмитаж, С.-Петербург; «Нептун приносит Венеции дары» Дж. Б. Тьеполо, между 1756 и 1758, Дворец дожей, Венеция).