Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕМЕ́ТРА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 491

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Тахо-Годи
«Деметра Книдская». Статуя круга Бриаксиса. Мрамор. 340–330 до н. э. Британский музей (Лондон).

ДЕМЕ́ТРА (Δημήτηρ), в греч. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии бо­ги­ня пло­до­ро­дия и зем­ле­де­лия. Дочь Кро­но­са и Реи, се­ст­ра и суп­ру­га Зев­са, от ко­то­ро­го име­ла дочь Пер­се­фо­ну. Од­на из наи­бо­лее по­чи­тае­мых олим­пий­ских бо­гинь, пре­крас­но­го об­ли­ка, бла­го­рас­по­ло­жен­ная к лю­дям, по­мощ­ни­ца в сель­ских тру­дах. Её куль­то­вые име­на: Хлоя («зе­лень», «по­сев»), Кар­по­фо­ра («да­ри­тель­ни­ца пло­дов»), Фес­мо­фо­ра («уст­рои­тель­ни­ца»), Си­то («хлеб», «му­ка»). Она по­да­ри­ла Трип­то­ле­му ко­лес­ни­цу с кры­ла­ты­ми дра­ко­на­ми и да­ла зёр­на пше­ни­цы, ко­то­ры­ми он за­се­ял всю зем­лю. Д. нау­чи­ла лю­дей па­хо­те и се­ву. Она на­пол­ня­ет ам­ба­ры зем­ле­дель­ца за­па­са­ми. Миф о Д. ри­су­ет об­раз скор­бя­щей ма­те­ри, по­те­ряв­шей лю­би­мую дочь Пер­се­фо­ну, по­хи­щен­ную Аи­дом. На ос­тав­шей­ся без по­кро­ви­тель­ст­ва Д. зем­ле на­сту­пил го­лод, и Зевс при­ка­зал вер­нуть Пер­се­фо­ну ма­те­ри. Од­на­ко Аид дал вку­сить ей гра­на­то­вое зёр­ныш­ко (сим­вол пло­до­ви­то­сти, вла­дель­цем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся бог смер­ти), что­бы она не за­бы­ла цар­ст­во смер­ти. С тех пор две тре­ти го­да Пер­се­фо­на про­во­дит на зем­ле с ма­те­рью – и вся при­ро­да рас­цве­та­ет, пло­до­но­сит и ли­ку­ет, – и од­ну треть го­да – в цар­ст­ве смер­ти Аи­да.

Гл. свя­щен­ное ме­сто Д. – Элев­син в Ат­ти­ке, где в те­че­ние 9 дней ме­ся­ца боэ­дро­мио­на (сен­тяб­ря) про­хо­ди­ли Элев­син­ские мис­те­рии, сим­во­ли­че­ски пред­став­ляв­шие го­ре Д., её стран­ст­вия в по­ис­ках до­че­ри, тай­ную связь ме­ж­ду ми­ра­ми жи­вых и мёрт­вых. Ста­рин­ные афин­ские се­мьи име­ли на­следств. пра­во уча­стия в этих мис­те­ри­ях с со­блю­де­ни­ем обе­та мол­ча­ния. (Эс­хил, по тра­ди­ции поль­зо­вав­ший­ся этим пра­вом, да­же был из­гнан из Афин яко­бы за раз­гла­ше­ние ри­ту­аль­ных тайн, из­вест­ных толь­ко по­свя­щён­ным.) Д. по всей Гре­ции про­слав­ля­ли на празд­ни­ке Фес­мо­фо­рий как уст­рои­тель­ни­цу зем­ле­дельч. по­ряд­ков.

«Деметра вручает Триптолему колос пшеницы». Справа – Персефона. Рельеф из Элевсина. 2-я пол. 5 в. до н. э. Национальный музей (Афины).

Д. от­но­сит­ся к чис­лу древ­них жен­ских ве­ли­ких бо­гинь (Гея, Ки­бе­ла, Ве­ли­кая бо­ги­ня-мать). В рим. ми­фо­ло­гии Д. со­от­вет­ст­ву­ет Це­ре­ра.

Со­хра­ни­лись по­свя­ти­тель­ные рель­е­фы, свя­зан­ные с Элев­син­ски­ми мис­те­рия­ми, мно­го­числ. тер­ра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки, а так­же её изо­бра­же­ния на пом­пей­ских фре­сках и рос­пи­сях, об­на­ру­жен­ных в Сев. При­чер­но­мо­рье.

Вернуться к началу