Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИБЕ́ЛА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 628

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Тахо-Годи

КИБЕ́ЛА (Κυβέλη), в греч. ми­фо­ло­гии и ре­ли­гии бо­ги­ня фри­гий­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, близ­кая по сво­им функ­ци­ям бо­ги­не Рее. Ино­гда ото­жде­ст­в­ля­лась с ней, но­си­ла так­же име­на Ки­ве­ва, Дин­ди­ме­на, Идей­ская мать, Ве­ли­кая мать бо­гов и др. Миф о К. свя­зан с ис­то­ри­ей юно­го бо­га Ат­ти­са. В честь К. жре­ца­ми справ­ля­лись мис­те­рии с об­ря­да­ми, в ко­то­рых важ­ную роль иг­ра­ли са­мо­ис­тя­за­ния, омо­ве­ние кро­вью жертв и са­мо­ос­ко­п­ле­ние. На зо­ло­той ко­лес­ни­це с ко­ро­ной в фор­ме баш­ни на го­ло­ве К. по­яв­ля­ет­ся все­гда в ок­ру­же­нии сви­ты – бе­зум­ст­вую­щих ко­ри­бан­тов и ку­ре­тов, ди­ких львов и пан­тер. Она вла­ды­чи­ца гор, ле­сов и зве­рей. Культ К., на­ря­ду с куль­та­ми Мит­ры и Иси­ды, ши­ро­ко рас­про­стра­нил­ся в Ма­лой Азии, Гре­ции, Ита­лии и др. В Рим. рес­пуб­ли­ке ор­гиа­сти­че­ский ха­рак­тер ма­ло­азий­ско­го куль­та пре­тер­пел зна­чит. из­ме­не­ния. С 204 до н. э. культ К. был ус­та­нов­лен в Ри­ме, бо­ги­ня ста­ла по­чи­тать­ся как по­кро­ви­тель­ни­ца бла­го­со­стоя­ния го­ро­дов и го­су­дар­ст­ва. Ови­дий в «Фас­тах» рас­ска­зы­ва­ет об уч­ре­ж­де­нии Ме­га­ле­зий­ских игр в честь К. (Ovid. Fast. IV 179–372). В по­эме «О при­ро­де ве­щей» Лук­ре­ций ри­су­ет кар­ти­ну ше­ст­вия Идей­ской ма­те­ри – за­щит­ни­цы го­ро­дов, да­рую­щей пло­ды зем­ли (Lucr. II 600–643).

Вернуться к началу