МИ́ТРА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИ́ТРА, Мифра (букв. – договор, согласие), др.-иран. божество. М. связан с идеей договора, воплощает доброжелат. сторону божественной сущности, гарант существующих в мире отношений. Выступает также как бог дневного света, солнца. Впервые упоминается в Авесте. В историч. источниках трактуется как персонифициров. понятие договора и во многих случаях переводится не как имя собственное, а как «договор». М. приписываются организация и упорядочивание жизни на земле, охрана страны от раздора и войны, обеспечение согласия между людьми. М. выступает также в роли устроителя природного космоса: наполнителя рек и водоёмов, хозяина дождей, пастбищ, урожаев. Связанный с богиней плодородия Ардвисурой Анахитой, М. почитался с индоиранской эпохи (в Митанни, Древней Индии), позднее вошёл в пантеон зороастризма и мифологич. системы, распространённые в ряде иранизированных или находившихся под иран. влиянием областей Передней Азии, а также за её пределами. В последние века до н. э. возникла особая религия с культом М. – митраизм, получившая распространение в эллинистич. мире, с 1 в. н. э. – в Риме, со 2 в. – по всей Рим. империи, особенно среди рим. легионов в пограничных провинциях. Со 2-й пол. 3 в. рим. императоры (Аврелиан, Диоклетиан и др.) покровительствовали культу М. Во 2–4 вв. митраизм был одним из гл. соперников христианства.