Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИ́ТРА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 468

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МИ́ТРА, Миф­ра (букв. – до­го­вор, со­гла­сие), др.-иран. бо­же­ст­во. М. свя­зан с иде­ей до­го­во­ра, во­пло­ща­ет доб­ро­же­лат. сто­ро­ну бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти, га­рант су­ще­ст­вую­щих в ми­ре от­но­ше­ний. Вы­сту­па­ет так­же как бог днев­но­го све­та, солн­ца. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в Аве­сте. В ис­то­рич. ис­точ­ни­ках трак­ту­ет­ся как пер­со­ни­фи­ци­ров. по­ня­тие до­го­во­ра и во мно­гих слу­ча­ях пе­ре­во­дит­ся не как имя соб­ст­вен­ное, а как «до­го­вор». М. при­пи­сы­ва­ют­ся ор­га­ни­за­ция и упо­ря­до­чи­ва­ние жиз­ни на зем­ле, ох­ра­на стра­ны от раз­до­ра и вой­ны, обес­пе­че­ние со­гла­сия ме­ж­ду людь­ми. М. вы­сту­па­ет так­же в ро­ли уст­рои­те­ля при­род­но­го кос­мо­са: на­пол­ни­те­ля рек и во­до­ёмов, хо­зяи­на до­ж­дей, па­ст­бищ, уро­жа­ев. Свя­зан­ный с бо­ги­ней пло­до­ро­дия Ар­дви­су­рой Ана­хи­той, М. по­чи­тал­ся с ин­до­иран­ской эпо­хи (в Ми­тан­ни, Древ­ней Ин­дии), позд­нее во­шёл в пан­те­он зо­роа­ст­риз­ма и ми­фо­ло­гич. сис­те­мы, рас­про­стра­нён­ные в ря­де ира­ни­зи­ро­ван­ных или на­хо­див­ших­ся под иран. влия­ни­ем об­лас­тей Пе­ред­ней Азии, а так­же за её пре­де­ла­ми. В по­след­ние ве­ка до н. э. воз­ник­ла осо­бая ре­ли­гия с куль­том М. – мит­ра­изм, по­лу­чив­шая рас­про­стра­не­ние в эл­ли­ни­стич. ми­ре, с 1 в. н. э. – в Ри­ме, со 2 в. – по всей Рим. им­пе­рии, осо­бен­но сре­ди рим. ле­гио­нов в по­гра­нич­ных про­вин­ци­ях. Со 2-й пол. 3 в. рим. им­пе­ра­то­ры (Ав­ре­ли­ан, Ди­ок­ле­ти­ан и др.) по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли куль­ту М. Во 2–4 вв. мит­ра­изм был од­ним из гл. со­пер­ни­ков хри­сти­ан­ст­ва.

Вернуться к началу