КРО́НОС
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРО́НОС (Κρόνος), в греч. религии и мифологии один из титанов, младший сын Урана и Геи. Поскольку Уран отсылал обратно в недра Земли наиболее могучих детей, рождённых Геей (киклопов и гекатонхейров – сторуких великанов), богиня обратилась к своим сыновьям-титанам с просьбой о помощи. Из детей только К. откликнулся на мольбу матери. С помощью железного серпа, созданного Геей, К. оскопил Урана и захватил власть, однако могучих детей Геи и Урана он оставил в недрах Земли. От Геи и Урана К. узнал, что будет отрешён от власти одним из своих детей. Поэтому К. проглатывал каждого своего ребёнка, рождённого его женой, титанидой Реей. Однако Рее, по совету Геи, удалось обмануть К., подложив вместо только что рождённого Зевса камень. Младенец Зевс был спрятан в пещере на Крите, где он рос, охраняемый куретами. Первая супруга Зевса, океанида Метида (Мысль), приготовила волшебное зелье, которое Зевс хитростью заставил выпить отца. В результате действия напитка К. изрыгнул из утробы проглоченных им детей (Посейдона, Аида, Геру, Деметру, Гестию). Победив, с помощью освобождённых киклопов и гекатонхейров, в продолжительной войне титанов, Зевс низверг их в Тартар. Вместе с ними там пребывает и К. Однако существовало предание о примирении Зевса и К., в результате которого К. была вручена власть на островах блаженных. Помимо богов-олимпийцев от нимфы Филиры (Липы), К. породил также мудрого кентавра Хирона, воспитателя мн. греч. героев. Гесиод писал, что во время правления К. на земле появились первые люди – поколение «золотого века». Согласно местным рассказам, в Олимпии именно в то далёкое время был построен храм, посвящённый К. В историч. время в Олимпии на вершине невысокой горы (названной в честь К.), к северу от священного участка (Альтиса), каждый год в день весеннего равноденствия особые жрецы-басилы приносили К. жертвы. В Олимпии произошла схватка между Зевсом и К., и в честь своей победы Зевс учредил Олимпийские игры. В Афинах существовал храм, посвящённый К. и Рее, и в древние времена первый месяц года назывался кронионом (июль – август). Хотя назв. месяца потом изменили, но древний праздник кронии, учреждённый, согласно традиции, мифологич. царём Кекропом, продолжали праздновать 12-го числа. Кронии были праздником окончания уборки зерновых культур и сопровождались весёлым застольем. В этом празднике, вероятно, отразились древнейшие функции К. как земледельч. божества. В то же время существовала традиция сближать имя К. с обозначением времени – Хроносом (Χρόνος ). В рим. религии и мифологии К. сопоставляли с древним италийским божеством Сатурном.
Иконография. Изображения К. встречаются в др.-греч. пластике и вазописи; в иск-ве Возрождения к образу К. (Сатурна) обращались П. Перуджино, Ф. Пармиджанино, Россо Фьорентино, Х. Бальдунг; среди мастеров 17–19 вв. – И. фон Зандрарт, скульптор Ф. Гюнтер (крылатый старец с косой и песочными часами – олицетворение неумолимого времени; подобная интерпретация образа К. известна со Средневековья). Одно из самых известных произведений в новейшем иск-ве – «Сатурн, пожирающий своих детей» Ф. Гойи (1820–1823, роспись из «Дома Глухого», ныне Прадо, Мадрид).