Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́ССАРТ ЯН

Авторы: Л. С. Алёшина
Я. Госсарт. «Нептун и Амфитрита». 1516. Государственные музеи (Берлин).

ГО́ССАРТ (Gossaert, Gossart; про­зви­ще – Ма­бю­зе, Mabuse) Ян (Янин) [ок. 1478, Мо­бёж, ны­не Фран­ция – 1.10.1532, Ан­т­вер­пен (?)], ни­дерл. жи­во­пи­сец и ри­соваль­щик. Учил­ся в Брюг­ге. Ра­бо­тал в Ан­твер­пе­не (нач. 1500-х гг.; чл. гиль­дии Св. Лу­ки с 1503), Мид­дел­бур­ге (1509–17 и с 1524) и Ут­рех­те (1517–1524). В 1509 был в Ри­ме (в со­ста­ве по­соль­ст­ва Мар­га­ри­ты Ав­ст­рий­ской ко дво­ру па­пы Юлия II); зна­ком­ст­во с иск-вом Древ­не­го Ри­ма и круп­ней­ших мас­те­ров итал. Воз­ро­ж­де­ния оп­ре­де­ли­ло даль­ней­шее на­прав­ле­ние его твор­че­ст­ва. Ис­пол­нял ри­сун­ки («Ко­ли­зей», Гра­вюр­ный ка­би­нет, Бер­лин; «Апол­лон Ки­фа­ред», Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Не­аполь, и др.), позд­нее по­слу­жив­шие ос­но­вой для ря­да его кар­тин. Г. – ро­до­на­чаль­ник ни­дерл. ро­ма­низ­ма. В его ре­лиг. ком­по­зи­ци­ях ве­ли­ча­вые фи­гу­ры пред­став­ле­ны на фо­не ан­ти­ки­зи­ро­ван­ной ар­хи­тек­ту­ры: «По­кло­не­ние вол­хвов» (ок. 1510–12, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), «Св. Лу­ка, ри­сую­щий Де­ву Ма­рию» (ок. 1513–14, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), «Лу­вен­ская Де­ва Ма­рия» (ок. 1516, Пра­до, Мад­рид). Од­но­вре­мен­но Г. об­ра­тил­ся к ми­фо­ло­гич. те­ма­ти­ке, но­вой для ни­дерл. жи­во­пи­си. По за­ка­зу Фи­лип­па Бур­гунд­ско­го ис­пол­нил ряд де­ко­ра­тив­ных ра­бот для ук­ра­ше­ния гер­цог­ских зам­ков (1515–17); из них со­хра­ни­лась кар­ти­на «Неп­тун и Ам­фит­ри­та» (1516, Гос. му­зеи, Бер­лин) – сплав вы­со­ко­го ан­тич­но­го идеа­ла кра­со­ты с ни­дерл. жиз­не­лю­би­ем; чув­ст­вен­ное пол­но­кро­вие об­ра­зов пред­вос­хи­ща­ет ру­бен­сов­скую тра­ди­цию. В 1516 офор­мил «в ан­тич­ном сти­ле» це­ре­мо­нию по­гре­бе­ния Фер­ди­нан­да II Ара­гон­ско­го в Брюс­се­ле. В позд­них про­из­ве­де­ни­ях Г. на­рас­та­ет ве­ле­ре­чи­вость ми­зан­сцен, уси­ли­ва­ют­ся ри­то­рич­ность жес­тов и поз, де­кора­тив­ная на­ряд­ность.

Зна­чит. ин­те­рес пред­став­ля­ют порт­ре­ты Г. Изо­бра­жён­ные им мо­де­ли от­ли­ча­ют­ся чув­ст­вом собств. дос­то­ин­ст­ва; по­ка­зан­ные в трёх­чет­верт­ном по­во­ро­те по­лу­фи­гу­ры ино­гда вы­хо­дят за пре­де­лы ил­лю­зор­но на­пи­сан­ной ра­мы, что соз­да­ёт ощу­ще­ние внутр. ди­на­ми­ки: порт­ре­ты Жа­на Ка­рон­де­ле (1517, Лувр, Па­риж), де­воч­ки (Жак­лин Бур­гунд­ская ?) (ок. 1522, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), де­тей Кри­стиа­на II Дат­ско­го (ок. 1526, Хэмп­тон-корт, Лон­дон). Сын ху­дож­ни­ка – жи­во­пи­сец Пьер Гос­сарт (ок. 1521 – по­сле 1578), ра­бо­тал в Мид­дел­бур­ге.

Лит.: Segard A. J. Gossart dit Mabuse. Brux., 1923; J. Gossaert dit Mabuse. (Cat.). Rotterdam, 1965; Friedländer M. J. Gossart and B. van Orley. Leyden, 1972.

Вернуться к началу