Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АММАНА́ТИ БАРТОЛОМЕО

Авторы: А. Н. Шукурова
Фото В. М. Паппе Б. Амманати, Дж. Виньола, Дж. Вазари. Вилла Джулия (вилла папы Юлия III) в Риме. Внутренний дворик.

АММАНА́ТИ (Am­ma­nati, Am­man­nati) Бар­то­ло­мео (18.6.1511, Сет­тинь­я­но, близ Фло­рен­ции – 13.4.1592, Фло­рен­ция), итал. скульп­тор и ар­хи­тек­тор. Мас­тер иск-ва мань­е­риз­ма. Учил­ся у Б. Бан­ди­нел­ли (ок. 1523–27), ра­бо­тал под рук. Я. Сан­со­ви­но в Ве­не­ции (ок. 1527 – нач. 1530-х гг.). Изу­чал тво­ре­ния Ми­ке­ланд­же­ло, от­ку­да за­им­ст­во­вал не­ко­то­рые пла­стич. мо­ти­вы и ком­по­зиц. схе­мы (гроб­ни­ца Бе­на­ви­дес в ц. Эре­ми­та­ни, Па­дуя, 1546). Вы­пол­нял скульп­тур­ные за­ка­зы во мн. го­ро­дах Ита­лии (в 1550 же­нил­ся в Ур­би­но на по­этес­се Лау­ре Бат­ти­фер­ри). В Ри­ме уча­ст­во­вал вме­сте с Дж. Ва­за­ри и Дж. Винь­о­лой в со­ору­же­нии вил­лы Джу­лия (гро­ты с фон­тана­ми и др., 1552), из­ва­ял над­гро­бие дель Мон­те в ц. Сан-Пьет­ро-ин-Мон­то­рио (1553). По­сле 1555 обос­но­вал­ся во Фло­рен­ции, где соз­дал наи­бо­лее яр­кие из сво­их про­из­ве­де­ний: фон­та­ны Юно­ны (для Па­лац­цо Век­кьо, кон. 1550-х гг.) и Неп­ту­на на Пьяц­ца дел­ла Синь­о­рия (ок. 1560–75), скульп­ту­ры пар­ка вил­лы Реа­ле ди Кас­тел­ло (1559–65), внутр. двор Па­лац­цо Пит­ти (1560–77), ряд фло­рен­тий­ских двор­цов. В ар­хи­тек­ту­ре пред­по­чи­тал мас­сив­ные ор­дер­ные фор­мы, руст, де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты с мо­ти­ва­ми гро­те­ска, уде­лял боль­шое вни­ма­ние про­странств. ре­ше­ни­ям. В скульп­тур­ных ком­по­зи­ци­ях со­че­тал тон­ко про­ду­ман­ную ико­но­гра­фию с безу­держ­ной фан­та­зи­ей и за­во­ра­живаю­щей зре­лищ­но­стью, ис­поль­зо­вал силь­ный кон­тра­пост, вы­ра­зи­тель­ность жес­та. Под ко­нец жиз­ни про­ник­ся убе­ж­де­ни­ем в не­до­пус­ти­мо­сти пуб­лич­ной де­мон­ст­ра­ции на­го­ты в про­из­ве­де­ни­ях иск-ва (пись­ма во фло­рен­тий­скую Ака­де­мию ри­сун­ка, 1582, и кар­ди­на­лу Ф. Ме­ди­чи, ок. 1590). Ос­та­вил гра­фич. ил­лю­ст­ра­ции для не­осу­ще­ст­в­лён­но­го трак­та­та по ар­хи­тек­ту­ре и гра­до­строи­тель­ст­ву (изд. в Ри­ме в 1970 под назв. «La cittа̀»).

Лит.: Kin­ney P. The early sculp­ture of B. Am­ma­nati. N. Y., 1976; Hei­kamp D. B. Am­man­nati’s mar­ble foun­tain for the Sala Grande of the Pa­lazzo Vec­chio in Flor­ence // Fons sa­pi­en­tiae: Ren­ais­sance gar­den foun­tains. Wash., 1978.

Вернуться к началу