АММАНА́ТИ БАРТОЛОМЕО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АММАНА́ТИ (Ammanati, Ammannati) Бартоломео (18.6.1511, Сеттиньяно, близ Флоренции – 13.4.1592, Флоренция), итал. скульптор и архитектор. Мастер иск-ва маньеризма. Учился у Б. Бандинелли (ок. 1523–27), работал под рук. Я. Сансовино в Венеции (ок. 1527 – нач. 1530-х гг.). Изучал творения Микеланджело, откуда заимствовал некоторые пластич. мотивы и композиц. схемы (гробница Бенавидес в ц. Эремитани, Падуя, 1546). Выполнял скульптурные заказы во мн. городах Италии (в 1550 женился в Урбино на поэтессе Лауре Баттиферри). В Риме участвовал вместе с Дж. Вазари и Дж. Виньолой в сооружении виллы Джулия (гроты с фонтанами и др., 1552), изваял надгробие дель Монте в ц. Сан-Пьетро-ин-Монторио (1553). После 1555 обосновался во Флоренции, где создал наиболее яркие из своих произведений: фонтаны Юноны (для Палаццо Веккьо, кон. 1550-х гг.) и Нептуна на Пьяцца делла Синьория (ок. 1560–75), скульптуры парка виллы Реале ди Кастелло (1559–65), внутр. двор Палаццо Питти (1560–77), ряд флорентийских дворцов. В архитектуре предпочитал массивные ордерные формы, руст, декоративные элементы с мотивами гротеска, уделял большое внимание пространств. решениям. В скульптурных композициях сочетал тонко продуманную иконографию с безудержной фантазией и завораживающей зрелищностью, использовал сильный контрапост, выразительность жеста. Под конец жизни проникся убеждением в недопустимости публичной демонстрации наготы в произведениях иск-ва (письма во флорентийскую Академию рисунка, 1582, и кардиналу Ф. Медичи, ок. 1590). Оставил графич. иллюстрации для неосуществлённого трактата по архитектуре и градостроительству (изд. в Риме в 1970 под назв. «La cittа̀»).