КОНТРАПО́СТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНТРАПО́СТ (от итал. contrapposto – противопоставление, контраст), приём в изобразит. иск-ве, расположение человеческой фигуры, при котором нарушается симметрия её частей. Формула К., разработанная в др.-греч. статуарной пластике периода ранней классики, представляет собой такую постановку ног фигуры, при которой одна нога является опорной и принимает на себя осн. тяжесть корпуса, тогда как другая – слегка отставлена. Соответственно нарушена симметрия и др. частей фигуры: на стороне опорной ноги бедро приподнято, в ту же сторону обычно повёрнута и голова. При этом баланс частей тела таков, что вся фигура выглядит максимально устойчивой. В сочетании с хиазмом К. способствует созданию эффекта равновесия, достигаемого миним. мускульными усилиями. При этом само тело не выглядит вялым или расслабленным; свободная нога расположена так, что, не меняя своего положения, она может стать толчковой, отчего и тело, при всём его покое, выглядит готовым прийти в движение. Формула К., широко использовавшаяся в античном иск-ве, с искажениями применялась в европ. ср.-век. пластике. Была возрождена в эпоху итал. Ренессанса, когда К. стал пониматься в расширенном смысле: не только как противопоставление элементов человеческого тела, но как принцип макс. контраста, необходимый для достижения разнообразия. Крайним выражением ренессансной идеи К. является тип «змеевидной» фигуры (figura serpentinata), появившийся в творчестве Микеланджело и распространившийся в скульптуре и живописи маньеризма.