Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИА́ЗМ

ХИА́ЗМ [греч. χιασμός – кре­сто­об­раз­ное рас­по­ло­же­ние в ви­де греч. бу­к­вы χ (хи)], 1) сти­ли­стич. фи­гу­ра ан­ти­те­ти­че­ско­го па­рал­ле­лиз­ма: час­ти двух па­рал­лель­ных чле­нов рас­по­ла­га­ют­ся в об­рат­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти: «Не бы­ли­нуш­ка во чис­том по­ле за­ша­та­ла­ся – За­ша­та­ла­ся бес­при­ют­ная моя го­ло­вуш­ка». Ощу­ще­ние па­рал­ле­лиз­ма обыч­но под­дер­жи­ва­ет­ся по­вто­ре­ни­ем про­ме­жу­точ­ных слов: «Ав­то­ме­до­ны на­ши бой­ки, Не­уто­ми­мы на­ши трой­ки» (А. С. Пуш­кин). Тер­мин во­шёл в упот­реб­ле­ние в 19 в.; в ан­тич­ной ри­то­ри­ке эта фи­гу­ра на­зы­ва­лась «ком­му­та­ция» и рас­смат­ри­ва­лась как ча­ст­ный слу­чай ан­ти­те­зы.

2) В изо­бра­зит. ис­кус­ст­ве Х. на­зы­ва­ют мо­тив че­ло­ве­че­ской фи­гу­ры, у ко­то­рой тя­жесть те­ла пе­ре­не­се­на на од­ну но­гу (опор­ную), и под­няв­ше­му­ся из-за это­го бед­ру со­от­вет­ст­ву­ет опу­щен­ное пле­чо, а дру­го­му, опу­щен­но­му, бед­ру – под­ня­тое пле­чо. Х. в со­че­та­нии с кон­тра­по­стом (см. илл. к этой ста­тье) при­да­ёт фи­гу­ре ди­на­мич. рав­но­ве­сие. При­ём был раз­ра­бо­тан в ста­ту­ар­ной пла­сти­ке По­ли­кле­та, по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в др.-греч. и др.-рим. скульп­ту­ре, а так­же в ев­роп. иск-ве Но­во­го вре­ме­ни, под­ра­жав­шем ан­тич­ным об­раз­цам.

Вернуться к началу