АФИ́НА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АФИ́НА (’Αϑηνᾷ, ионич. ’Αϑήνη), в греч. мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Миф о рождении А. от Зевса и Метиды (мудрости) – позднего происхождения (времени оформления олимпийской мифологии). С течением времени материнство Метиды принимало всё более отвлечённый и даже символический характер; А. считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции мудрого божества, так же как Зевс воспринял их от Метиды.
Известные атрибуты классической А. – змея и сова – указывают на древнее зооморфное прошлое богини. Образ А., с присущей ей хтонической мудростью змеи, восходит к крито-микенскому образу богини со змеями. Среди непременных атрибутов А. – эгида – щит из козьей шкуры с головой змеиноволосой Медузы, искусно выделанный Гефестом, – фетиш огромной магич. силы, устрашающий богов и людей.
Многочисленны сведения о космически-стихийных чертах образа А. Она хранит молнии Зевса. Считалось, что её изображение, т. н. палладиум, упало с неба (отсюда А. Паллада). Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, в эпоху героич. мифологии она направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. А. покровительствует героям, защищает справедливый общественный порядок. Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой, о чём свидетельствуют поэмы Гомера и особенно «Одиссея», где ни одно мало-мальски важное действие не обходится без вмешательства А. Она вообще главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Главные эпитеты А., наделённой гражд. функциями, – Полиада («Градская») и Полиухос («Градодержица»). Памятником прославления мудрой покровительницы Афинского гос-ва является трагедия Эсхила «Эвмениды» (учреждение богиней верховного судилища Аттики – Ареопага). А. всегда рассматривалась в контексте худож. ремесла, искусства, мастерства и даже называлась Эрганой – «Работницей»; она направляет художественно-техническое творчество. А. тайно помогла Прометею украсть огонь из кузницы Гефеста. В эпоху поздней античности (Прокл, 5 в. н. э.) А. выступала принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости и тем самым резко противопоставлялась буйству и экстазу Диониса.
А., хотя культ её был распространён по всей материковой и островной Греции, особенно почиталась в Аттике. Там ей были посвящены земледельческие праздники. Особенно славилась А. как законодательница и покровительница афинской государственности. В Аттике почитали А. Фратрию («Братскую»), Булайю («Советную»), Сотейру («Спасительницу»), Пронойю («Провидящую»). Общегреческим был праздник Великих Панафиней – апофеоз А. как воплощения гос. мудрости.
В Риме А. почиталась под именем Минервы наряду с исконной рим. богиней войны Беллоной. Культ А. на протяжении всей античности оставался свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократич. законодательстве.
Иконография
А. изображали, как правило, в виде суровой и величественной девы в шлеме, с копьём, щитом – эгидой (статуя А. с зап. фронтона храма Афины Афайи на о. Эгина, ок. 500 до н. э.). Знаменитая гигантская хрисоэлефантинная скульптура «Афина Парфенос» работы Фидия для Парфенона на афинском Акрополе (поставлена в 438 до н. э.) не сохранилась; о ней можно судить по позднейшим копиям и репликам («Афина Варвакион», мрамор, 3 в., Нац. музей в г. Афины, и др.). «Афина Лемния», также выполненная Фидием для афинского Акрополя, изображала умиротворённую богиню, олицетворявшую миролюбивый политич. курс Афинского гос-ва того времени; к его статуе «Афина Промахос» восходит, возможно, «Афина Медичи» (Лувр, Париж). Сохранилось ок. 10 рим. реплик в мраморе бронзовой скульптурной группы «Афина и Марсий» Мирона (сер. 5 в. до н. э.). Отд. сцены мифов об А. часто изображались в вазописи, входили в скульптурное убранство храмов (рождение А. из головы Зевса, её спор с Посейдоном за обладание землёй Аттики – на фронтонах Парфенона). А. предстаёт в сценах гигантомахии (фриз Пергамского алтаря, ок. 180 до н. э.; Пергамон-музеум, Берлин), с Гераклом (метопа храма Зевса в Олимпии, сер. 5 в. до н. э.). В живописи Возрождения фигура А. использовалась в разл. аллегориях, олицетворяя мудрость (в многофигурных композициях «Парнас» – А. Мантенья, Рафаэль и др.), добродетель и целомудрие («Паллада и кентавр» С. Боттичелли, около 1483, галерея Уффици, Флоренция). Реже встречается непосредств. обращение к мифам об А. – гл. обр. в сценах, связанных с Арахной, Гераклом, сюжетом «Суд Париса» (картины Л. Кранаха Старшего, Джорджоне, П. П. Рубенса и др.).