ГЕФЕ́СТ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕФЕ́СТ (Ἥφαιστος), в греч. религии и мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения. Он выступает и как сама стихия огня, и как повелитель огня. Г. – сын Зевса и Геры (по др. версии, только Геры). Он хром на обе ноги: его сбрасывали с Олимпа дважды – Гера, ужаснувшаяся его безобразному виду, и Зевс, наказывая сына. Г. женат на прекрасной Афродите, изменявшей ему с богом Аресом, или на одной из харит. В Г. сочетаются безобразность с умом и мастерством художника, т. е. внутренняя красота с внешним уродством, в чём древние видели нечто символическое (рассуждение в диалоге Платона «Пир» о внутренней красоте и внешнем безобразии Сократа). Классич. образ олимпийского Г. – кузнец, искусный мастер, художник в мастерской, полной созданных им творений. Гомер («Илиада», XVIII) подробно живописует щит, выкованный Г. для героя Ахилла. Он сотворил эгиду Афины, колесницу Гелиоса, роскошную опочивальню Геры, вылепил из земли и воды по приказанию Зевса прекрасную, но лживую Пандору. Г. одарил колхидского царя Ээта четырьмя источниками, бьющими из-под виноградных лоз, – молока, вина, масла и воды. После низвержения с Олимпа Г. спасли жители о. Лемнос, и именно там была его кузница. На о. Самос города Гефестион и Гефестополь были названы в его честь. Возможно, что культ Г. был занесён на материк с островов Эгейского моря. В Афинах почитался как покровитель ремёсел. В рим. мифологии Г. соответствует Вулкан.
Иконография
В др.-греч. вазописи изображался в сценах «Возвращение Гефеста на Олимп» (верхом на осле), «Рождение Афины» (разрубающим голову Зевса), «Свадьба Пелея и Фетиды», «Передача Фетиде доспехов для Ахилла», «Передача Афродите доспехов для Энея», «Создание Пандоры». Атрибуты Г. в античном иск-ве – молоток, клещи и топорик. В европ. живописи Нового времени Г. (Вулкан) представлен как мастер кузнечного дела – широкоплечим и хромым, создающим в своей мастерской оружие и украшения для богов: «Аполлон в кузнице Вулкана» Д. Веласкеса (1630, Прадо, Мадрид), «Венера, Марс и Вулкан» Я. Тинторетто (1550, Старая пинакотека, Мюнхен), «Венера в кузнице Вулкана» Ф. Буше (1757, Лувр, Париж) и др. В аллегориях четырёх стихий персонифицирует огонь.