ПАНДО́РА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНДО́РА (Πανδώρη, букв. – одарённая всем), в греч. мифологии прекрасная женщина, созданная богами для наказания людей. Гесиод изложил этот миф в поэмах «Теогония» и «Труды и дни». Согласно мифу, Прометей похитил огонь, спрятанный Зевсом, и отдал его людям. По приказу разгневанного Зевса Гефест, смешав землю и воду, создал женщину с совершенным телом, Афродита придала ей неотразимую прелесть, Афина облекла в красивое платье, хариты и оры одарили украшениями, Гермес наделил хитрой и лживой душой. Отсюда её имя – П. Гермес отвёл П. на землю к Эпиметею. Тот не послушался предостережения своего брата Прометея о том, что не следует принимать от богов никаких даров, и ввёл П. в качестве супруги в свой дом. Движимая любопытством, П. открыла крышку сосуда, вручённого ей Зевсом, и выпустила в мир людей болезни, горести и беды, которые были сокрыты внутри. Хотя она поспешила захлопнуть крышку, в сосуде осталась только надежда. Дочерью П. и Эпиметея была Пирра, которая стала супругой сына Прометея – Девкалиона. Только им было суждено спастись во время потопа и дать начало новому поколению людей.
Иконография
Эпизоды мифа о П. – сотворение П. из воды и земли, представление её олимпийским богам, П. и Эпиметей, П. и Прометей и др. – широко представлены в античной вазописи, скульптуре и живописи. Её изображали с пифосом в руках (гравированный рисунок на бронзовой цисте, 3–2 вв. до н. э., Лувр, Париж) и с венцом на голове (роспись краснофигурного кратера 450–440 до н. э., Ашмолеанский музей, Оксфорд). В европ. иск-ве П. изображали сравнительно редко. В эпоху Возрождения её образ приобрёл черты и атрибуты Надежды (ворон), Невежества, Евы (парные дерев. статуэтки Эпиметея и П. в иконографии Адама и Евы, ок. 1600, коллекция «Конде де лас Инфантас», Гранада). П. стали изображать прекрасной, часто обнажённой женщиной, с ящиком и вороном (гравюры Россо Фьорентино франц. периода, картина «Eva Prima Pandora» Ж. Кузена, ок. 1550, Лувр, и др.). Такой же облик имеет П. и на гравюрах Ж. Калло. Всплеск интереса к образу П. произошёл в Англии в кон. 18–19 вв. Миф о П. представлен в рисунках Дж. Флаксмена, гравированных У. Блейком в качестве иллюстраций к изданию поэм Гесиода, в росписях Х. Ховарда на плафоне обеденного зала в доме Дж. Соуна в Лондоне (1834), в картоне «Пандора, открывающая свой сосуд» П. Корнелиуса (Старая нац. галерея, Берлин) и на картине «Сотворение Пандоры» Дж. Барри (1791, Худож. галерея Манчестера). Образ П. становится воплощением красоты: статуи Ж. П. Корто (1819, Музей изящных искусств, Лион), Ч. Б. Айвс (ок. 1863, Музей изящных искусств, Бостон), картина Д. Г. Россетти (1871, частное собрание).