ГЕРМЕ́С
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕРМЕ́С (Ἑρμῆς ), в греч. религии и мифологии бог скотоводства и пастухов, вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Г. – сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта. Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. О фетишистской древности свидетельствует имя Г. как производное от «герма» (греч. ἕρμα – груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений). Гермы были фетишами – охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Г. Пропилей – «привратный»). Г. одинаково вхож в оба мира – жизни и смерти, он посредник между тем и другим и между богами и людьми. Водительство Г. на путях жизни и смерти переосмысливалось в классич. мифологии как покровительство героям (напр., Амфиону он вручает лиру, Персею – меч для убийства Медузы, Одиссею открывает тайну волшебной травы). Его атрибуты: «амбросийные» (букв. – бессмертные) крылатые сандалии, петас (остроконечная шапка) и кадуцей (магич. золотой жезл с двумя обвивающими его змеями). С этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций – проводника душ умерших в царство мёртвых («психопомпа»), им же он открывает любые ворота и разрешает любые узы. Хитрость и ловкость Г. делают его покровителем плутовства и даже воровства. Собств. плутовские «подвиги» младенца Г. описываются в гомеровском «Гимне Гермесу». В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста (Трижды Величайшего) в связи с близостью Г. миру потустороннему; с этим образом стали связывать оккультные, т. н. герметические (тайные, доступные только посвящённым) сочинения (см. Герметизм).
Г. почитался на анфестериях – празднике пробуждения весны и памяти умерших. У римлян почитался под именем Меркурия.
Иконография
Самые ранние изображения Г. встречаются на античных гермах. Среди сохранившихся произведений античной пластики, изображающих Г.: этрусская статуя Вулки с фронтона храма Аполлона в Вейях (ок. 500 до н. э., Нац. этрусский музей Виллы Джулия, Рим); «Гермес с младенцем Дионисом» Праксителя (ок. 340 до н. э., Археологич. музей, Олимпия), статуя Поликлета, известная в нескольких репликах, «Отдыхающий Гермес» Лисиппа – в рим. копии; также «Гермес Лудовизи», «Гермес Фарнезе», «Гермес из Бельведера» и др.; среди рельефов – «Гермес и хариты» с о. Тасос (ок. 480 до н. э., Лувр, Париж). В росписях античных погребальных сосудов Г. изображался как проводник душ умерших, направляющий их своим жезлом. В эллинистич. иск-ве Г. предстаёт в образе Г. Трисмегиста. Как покровитель скотоводства изображался с ягнёнком на плечах; под влиянием этого образа в раннехристианском иск-ве сформировался иконографич. тип «Доброго Пастыря». В ср.-век. книжных иллюстрациях Г. выступал как символ планеты Меркурий. В символике Возрождения и Нового времени Г. – проводник душ (фреска «Гермес вводит Психею на Олимп» Рафаэля, 1518, Вилла Фарнезина, Рим), посланец богов (статуя «Меркурий» Джамболоньи, ок. 1565, Нац. музей Барджелло, Флоренция), миротворец («Примирение Марии Медичи со своим сыном» П. П. Рубенса, 1622–25, Лувр, Париж), покровитель искусств («Натюрморт с атрибутами искусств и бюстом Меркурия» Ж. Б. С. Шардена, ок. 1728, ГМИИ), персонификация Красноречия и Разума (росписи Дж. Б. Тьеполо плафона Палаццо Санди в Венеции, ок. 1728). Изображается в сюжетах: «Суд Париса» (Рубенс, А. Ватто), «Гермес и Аргус» (Рубенс, Д. Веласкес), «Похищение Гермесом стад Адмета» (Доменикино, К. Лоррен). К образу Г. обращались также живописцы Корреджо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, скульпторы Б. Торвальдсен, Ж. Б. Пигаль, Г. Р. Доннер и др.