ДЖАМБОЛО́НЬЯ ДЖОВАННИ ДА БОЛОНЬЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖАМБОЛО́НЬЯ (Giambolоgna), Джованни да Болонья (Giovanni da Bologna; собственно Жан де Булонь, Jean de Boulogne) (1529, Дуэ, Фландрия – 13.8.1608, Флоренция), итал. скульптор. Учился во Фландрии у Ж. Дюбрёка, в 1550 посетил Италию, где изучал скульптуру античности и Возрождения. В 1552 по приглашению коллекционера Б. Веккьетти обосновался во Флоренции, став со временем придворным скульптором герцогов Медичи и одним из гл. представителей флорентийского маньеризма в скульптуре. Вдохновляясь скульптурной группой «Победа» Микеланджело (1530–33, Палаццо Веккьо, Флоренция) и эллинистич. пластикой, используя рекомендуемые Микеланджело пирамидальные композиции и тип «змеевидной» фигуры («figura serpentinata»), Д. создал ряд мраморных работ: «Самсон, убивающий филистимлянина» (1560–62, Музей Виктории и Альберта, Лондон); «Триумф Флоренции над Пизой» (Нац. музей Барджелло, Флоренция), «Похищение сабинянок» (1582, Лоджия деи-Ланци, Флоренция), «Геракл, убивающий кентавра» (1595–1600, там же). Все фигуры показаны в момент резкого движения, объединены в спиралевидную композицию, которая при обходе раскрывается в смене неожиданных ракурсов. Осн. материалом, в котором работал Д., была бронза. Конная статуя герцога Козимо I Медичи (1587–93, Пьяцца делла-Синьория, Флоренция) стала образцом, по которому создавались статуи и статуэтки монархов др. стран. Типично маньеристической является декоративная пластика Д.: садово-парковая скульптура (изображения животных для грота Виллы Медичи в Кастелло, ныне Нац. музей Барджелло; Аллегория Аппенин, Вилла Демидова в Пратолино) и фонтаны (Нептуна на Пьяцца Маджоре в Болонье, 1566). Мастерская Д. была крупнейшим центром, где создавались небольшие бронзовые статуэтки по моделям мастера. Д., опираясь на опыт Микеланджело, разработал последовательный процесс воплощения замысла от маленьких набросков (боццетти) в глине или воске к более проработанной модели и, наконец, к полномасштабной модели; перевод её в материал часто осуществлялся ассистентами Д. (скульпторами А. Сусини, П. Такка, П. Франкавилла и др.). Боццетти и модели Д. (большая часть в Музее Виктории и Альберта, Лондон) уже его современниками ценились за свою непосредственность, целостность и органичность формы; худож. манера и творческий метод Д. предвосхитили пластику барокко.