ДО́ННЕР ГЕОРГ РАФАЭЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДО́ННЕР (Donner) Георг Рафаэль (крещён 25.5.1693, Эслинг, ныне в черте г. Вена – 15.2.1741, Вена), австр. скульптор, медальер, ювелир. Один из крупнейших мастеров позднего барокко в Австрии; брат скульпторов Маттеуса (1704–56) и Себастьяна Антона (1707–63) Доннеров. Учился в Вене у придворного ювелира И. К. Преннера, венецианского скульптора Дж. Джулиани, после 1713 – у медальера Б. Рихтера. До 1720 посетил Флоренцию, Мюнхен и Дрезден (где работал у Б. Пермозера). Вначале занимался ювелирным делом (придворный мастер с 1724), создавал небольшие статуи, иногда восходящие к маньеристич. прототипам («Пьета», терракота, 1721, Нац. галерея, Прага, и др.). Работал в Вене, также в Зальцбурге (1725–28), Пресбурге (ныне Братислава, 1729–39). Декорировал скульптурой (путти и др.; 1725–26) парадную лестницу дворца Мирабель в Зальцбурге (арх. И. Л. фон Хильдебрандт). Автор скульптурного декора собора Св. Мартина в Пресбурге (в т. ч. гл. алтарь и группа «Св. Мартин и нищий»), аллегорич. фигур для фонтанов «Андромеда» во дворе Старой ратуши (1740–41) и «Провидение» на пл. Нового рынка в Вене (свинец, 1737–39; оригиналы – в Музее барокко, Вена), в которых влияние итал. маньеризма совмещено с классицизирующей традицией. Создал также скульптурные группы «Апофеоз имп. Карла VI» (мрамор, 1734, Австр. галерея, Вена) и «Пьета» («Оплакивание Христа», 1740–41) для алтаря кафедрального собора в Гурке. Один из лучших портретистов эпохи (портреты: Карла VI, 1735, Худож.-историч. музей, Вена; гр. Альтханна, 1738–39, собрание АХ, Вена; оба – рельефы, мрамор).