ПЕ́РМОЗЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕ́РМОЗЕР (Permoser) Бальтазар (13.8.1651, Каммер, близ Оттинга, Бавария – 20.2.1732, Дрезден), нем. скульптор. Учился в Зальцбурге (с 1665, у В. Вайсенкирхнера-младшего), затем в Вене (с окт. 1671). В 1674–75 посетил Рим, где изучал творчество Дж. Л. Бернини и испытал его влияние. С 1677 на службе у вел. герцога Медичи во Флоренции. К итал. периоду относятся герма садового павильона Палаццо Грилло в Риме (1675–77), скульптуры портика ц. Сан-Микеле-э-Гаэтано во Флоренции (1685–1690), а также произведения мелкой пластики (статуэтки из слоновой кости «Спящий Эндимион», 1675–77, Баварский нац. музей, Мюнхен; «Триумф креста», ок. 1685, Музей прикладного иск-ва, Лейпциг). С 1690 на службе у курфюрста Саксонского в Дрездене, где исполнил статуи для парка Гросер-гартен (сохр. группы «Геркулес и Бусирис», «Геркулес и дракон Ладон», ок. 1690–1695), создавал произведения декоративно-прикладного иск-ва для сокровищницы курфюрстов («Геракл и Омфала», после 1700, Музей прикладного иск-ва, Дрезден), в т. ч. в сотрудничестве с придворным ювелиром И. М. Динглингером (парные статуэтки мавров с подносами изумрудов, 1720–24, «Зелёный свод», Дрезден). В 1703–12 работал над скульптурой для надгробия курфюрстины Саксонской Анны Софии (ныне – в соборе Фрайберга). В 1712–32 участвовал в украшении Цвингера. Большая мастерская под рук. П. создавала гермы в виде сатиров, атлантов Павильона на валу, статуи нимф в Купальне нимф и др. Среди самых известных работ П. – аллегорич. группа «Апофеоз принца Евгения Савойского» (1720–21, Нижний Бельведер, Вена). Стиль П. является переходным от барочной патетики (которая в иск-ве П. восходит не только к итал. пластике 17 в., но и к нар. дерев. культовой скульптуре Германии и Австрии) к утончённости рококо и знаменует собой наивысший расцвет нем. пластики кон. 17 – нач. 18 вв.