Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИНТОРЕ́ТТО

Тинторетто.«Сбор манны небесной». Панно из Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко (Венеция). 1577.

ТИНТОРЕ́ТТО (Tintoretto, букв. – ма­лень­кий кра­силь­щик; наст. фам. Ро­бу­сти, Ro­busti; воз­мож­но, под­лин­ная фа­ми­лия от­ца Ко­мин, Comin) Яко­по (1518 или 1519, Ве­не­ция – 31.5.1594, там же), итал. жи­во­пи­сец. Ро­дил­ся в се­мье кра­силь­щи­ка тка­ней. Не­дол­го учил­ся у Ти­циа­на; ис­пы­тал так­же влия­ние мас­те­ров рим. шко­лы (Ми­ке­ланд­же­ло, Ра­фа­эля, Джу­лио Ро­ма­но), чьи ра­бо­ты бы­ли ему из­вест­ны гл. обр. по гра­вю­рам. В даль­ней­шем ру­ко­вод­ство­вал­ся собств. ху­дож. про­грам­мой: «ри­су­нок Ми­ке­ланд­же­ло, ко­ло­рит Ти­циа­на». Ра­бо­тал в Ве­не­ции. Ран­ние ра­бо­ты (пре­им. рос­пи­си фа­са­дов двор­цов) не со­хра­ни­лись; стан­ко­вые про­из­ве­де­ния («Св. Ге­ор­гий», 1543–44, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; «Об­ра­ще­ние Сав­ла», ок. 1545, Нац. га­ле­рея ис­кусств, Ва­шинг­тон; «Хри­стос омы­ва­ет но­ги уче­ни­кам», 1547, Пра­до, Мад­рид) де­мон­ст­ри­ру­ют бли­зость мань­е­риз­му (слож­ные ар­хит. фо­ны, те­ат­ра­ли­зо­ван­ная иг­ра све­та, ак­тив­ные по­зы, яр­кий ко­ло­рит). Ра­бо­тал пре­им. по за­ка­зам ску­ол (ре­лиг. братств ми­рян): по­лот­но «Св. Марк, спа­саю­щий ра­ба» (1548, ещё 3 сце­ны, 1562–66) для Скуо­ла-Гран­де-ди-Сан-Мар­ко (ны­не в га­ле­рее Ака­де­мии, Ве­не­ция, и Пи­на­ко­те­ке Бре­ра в Ми­ла­не), рос­пи­си стен и пла­фо­нов (1564–67 и 1575–87) для Скуо­ла-Гран­де-ди-Сан-Рок­ко. В этих ра­бо­тах Т. дра­ма­ти­зи­ру­ет все сце­ны, соз­да­вая мис­тич. об­ста­нов­ку с по­мо­щью ра­кур­сов, мощ­но­го кья­ро­ску­ро, тя­го­тею­ще­го к мо­но­хром­но­сти ко­ло­ри­та. Ин­ди­ви­ду­аль­но­стью от­ли­чал­ся творч. ме­тод Т., соз­да­вав­ше­го скульп­тур­ные мо­де­ли бу­ду­щих жи­во­пис­ных ком­по­зи­ций из гли­ны и вос­ка в осо­бых ящи­ках. Час­то ис­поль­зо­вал тём­ные фо­ны, а так­же чёр­ный под­го­то­вит. ри­су­нок и вы­де­ле­ние кон­ту­ров фи­гур чёр­ным. Ос­но­вы­ва­ясь на позд­ней жи­во­пи­си Ти­циа­на, Т. вы­ра­бо­тал собств. ма­не­ру пись­ма с от­кры­ты­ми маз­ка­ми, про­из­во­дя­щую впе­чат­ле­ние спон­тан­ной и не­окон­чен­ной. Ис­пол­нял так­же мно­го­числ. ал­тар­ные об­ра­зы и т. н. ла­те­ра­ли (кар­ти­ны для бо­ко­вых стен ал­тар­ных ка­пелл) для церк­вей (Ма­дон­на-дель-Ор­то, Сан-Джор­д­жо-Мад­жо­ре, Сан-Тро­ва­зо, Сан­то-Сте­фа­но, Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Са­лю­те и др.). Важ­ней­шим гос. за­ка­зом для Т. ста­ли рос­пи­си во Двор­це до­жей по­сле по­жа­ров 1574–77 – в за­лах Дель-Ан­ти­кол­лед­жо (1577), Дель-Кол­лед­жо (1581–84), Се­на­та (1584), Боль­шо­го Со­ве­та (в т. ч. мо­ну­мен­таль­ная сце­на «Рай», по­сле 1588), ко­то­рые вы­пол­ня­лись при уча­стии мас­тер­ской, вклю­чав­шей его сы­на До­ме­ни­ко (1560–1635) и дочь Ма­ри­ет­ту (ок. 1554 – ок. 1590). Пи­сал так­же порт­ре­ты (до­жа А. Мо­че­ни­го, ок. 1570, га­ле­рея Ака­де­мии, Ве­не­ция; М. Гри­ма­ни, ок. 1576–83, Му­зей Пра­до, Мад­рид) и ми­фо­ло­гич. кар­ти­ны («Ве­не­ра, Марс и Вул­кан», ок. 1551, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; «Про­ис­хо­ж­де­ние Млеч­но­го пу­ти», 1575, Нац. га­ле­рея, Лон­дон). Твор­че­ст­во Т. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие ве­не­ци­ан­ской шко­лы и на фор­ми­ро­ва­ние иск-ва Эль Гре­ко.

Лит.: Вип­пер Б. Р. Тин­то­рет­то. М., 1948; Pa­l­lucchini R., Rossi P. Tintoretto: Le opere sacre e profane. Venezia, 1982. Vol. 1–2; Krischel R. J. Tintoretto. Cologne, 2000; Tintoretto. Cat. Madrid, 2007; Titian, Tintoretto, Veronese: Rivals in Renaissance Venice. Cat. Boston, 2009; Mazzucco M. G. J. Tin­toretto e i suoi figli… 3 ed. Mil., 2015; Nichols T. J. Tintoretto: Tradition and identity. 2nd ed. L., 2015.

Вернуться к началу