ТИНТОРЕ́ТТО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИНТОРЕ́ТТО (Tintoretto, букв. – маленький красильщик; наст. фам. Робусти, Robusti; возможно, подлинная фамилия отца Комин, Comin) Якопо (1518 или 1519, Венеция – 31.5.1594, там же), итал. живописец. Родился в семье красильщика тканей. Недолго учился у Тициана; испытал также влияние мастеров рим. школы (Микеланджело, Рафаэля, Джулио Романо), чьи работы были ему известны гл. обр. по гравюрам. В дальнейшем руководствовался собств. худож. программой: «рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Работал в Венеции. Ранние работы (преим. росписи фасадов дворцов) не сохранились; станковые произведения («Св. Георгий», 1543–44, Эрмитаж, С.-Петербург; «Обращение Савла», ок. 1545, Нац. галерея искусств, Вашингтон; «Христос омывает ноги ученикам», 1547, Прадо, Мадрид) демонстрируют близость маньеризму (сложные архит. фоны, театрализованная игра света, активные позы, яркий колорит). Работал преим. по заказам скуол (религ. братств мирян): полотно «Св. Марк, спасающий раба» (1548, ещё 3 сцены, 1562–66) для Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко (ныне в галерее Академии, Венеция, и Пинакотеке Брера в Милане), росписи стен и плафонов (1564–67 и 1575–87) для Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко. В этих работах Т. драматизирует все сцены, создавая мистич. обстановку с помощью ракурсов, мощного кьяроскуро, тяготеющего к монохромности колорита. Индивидуальностью отличался творч. метод Т., создававшего скульптурные модели будущих живописных композиций из глины и воска в особых ящиках. Часто использовал тёмные фоны, а также чёрный подготовит. рисунок и выделение контуров фигур чёрным. Основываясь на поздней живописи Тициана, Т. выработал собств. манеру письма с открытыми мазками, производящую впечатление спонтанной и неоконченной. Исполнял также многочисл. алтарные образы и т. н. латерали (картины для боковых стен алтарных капелл) для церквей (Мадонна-дель-Орто, Сан-Джорджо-Маджоре, Сан-Тровазо, Санто-Стефано, Санта-Мария-делла-Салюте и др.). Важнейшим гос. заказом для Т. стали росписи во Дворце дожей после пожаров 1574–77 – в залах Дель-Антиколледжо (1577), Дель-Колледжо (1581–84), Сената (1584), Большого Совета (в т. ч. монументальная сцена «Рай», после 1588), которые выполнялись при участии мастерской, включавшей его сына Доменико (1560–1635) и дочь Мариетту (ок. 1554 – ок. 1590). Писал также портреты (дожа А. Мочениго, ок. 1570, галерея Академии, Венеция; М. Гримани, ок. 1576–83, Музей Прадо, Мадрид) и мифологич. картины («Венера, Марс и Вулкан», ок. 1551, Старая пинакотека, Мюнхен; «Происхождение Млечного пути», 1575, Нац. галерея, Лондон). Творчество Т. оказало значит. влияние на дальнейшее развитие венецианской школы и на формирование иск-ва Эль Греко.