ГЕРМЕТИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕРМЕТИ́ЗМ, религ.-филос. течение поздней античности. Название Г. происходит от имени Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего), который почитался в рамках греко-егип. синкретич. культа: егип. бог Тот был отождествлён с греч. богом Гермесом. Культ Тота-Гермеса получил широкое распространение в эпоху эллинизма, и с ним связана обширная литература по магии, алхимии, астрологии, медицине. В первые века нашей эры возникает «философский» Г., представленный греч. текстами т. н. Герметического корпуса, фрагментами, сохранёнными визант. автором 6 в. Стобеем, трактатом «Асклепий», дошедшим в лат. переводе, и рядом текстов в составе б-ки Наг-Хаммади. Гермес в сочинениях «философского» Г. выступает не как бог, а как древний егип. пророк, обладающий знанием (гносис), полученным им через откровение Верховного бога. Трактаты Герметического корпуса неоднородны, и реконструировать на их основе единую систему Г. невозможно. Наряду с влиянием среднего платонизма и стоицизма, в герметич. текстах встречаются библейские реминисценции (хотя в целом герметич. религиозность имеет языч. характер), а также гностич. мотивы.
Пример доктрины гностич. типа содержится в первом трактате Герметического корпуса «Поймандр». Она включает теологию (учение о Божественной триаде: Бог-Ум-Отец-Свет, Сын-Слово, Ум-Демиург); космогонию, согласно которой от Света отделилась и пала вниз Тьма-материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: воду, землю, огонь и воздух; антропогонию и антропологию (человек-архетип, образ и творение Бога-Отца, влюбившись в собств. отражение в первородной влаге, ниспал в низший мир и соединился с Природой – от этого соития произошли люди, души которых божественны, а тела принадлежат низшему миру); наконец, сотериологию, предпосылкой которой является знание-гносис о своей божественности, а целью – восхождение души к Богу и слияние с ним.
В средние века доктрины Г. в Зап. Европе, Византии и у арабов служили обоснованием алхимии и астрологии. В 15–17 вв. герметич. тексты пользовались огромным авторитетом в Зап. Европе и рассматривались как древнейшее божественное Откровение, предваряющее как Моисея, так и Орфея, Пифагора и Платона. Влияние Г. испытали М. Фичино, Пико делла Мирандола, Агриппа Неттесхеймский, Ф. Патрици, Дж. Бруно, Т. Кампанелла и др. И даже после того как швейц. филолог и богослов И. Казобон в нач. 17 в. установил, что герметич. тексты написаны не ранее 2 в. и не могли принадлежать мифич. Гермесу Трисмегисту, к ним проявляли интерес Р. Бойль и И. Ньютон. Г. сыграл определённую роль в становлении гуманистич. мировоззрения и новоевропейской науки.