АСТРОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АСТРОЛО́ГИЯ (от греч. ἄστρον – звезда и ...логия), учение о предсказании будущего, основанное на изучении движений и видимости небесных светил; в более широком смысле – концепция мироздания, предполагающая существование связи между перемещением и видимостью светил на небосводе и событиями земной жизни. Развитые системы А. существовали в Древней Месопотамии, Греции, в странах распространения эллинистич. культуры (в т. ч. в Египте), в Индии и Китае. В средние века А. была особенно популярна в странах ислама и Зап. Европы. Астрологич. учения были тесно связаны с магией и алхимией. А. входила в число наук вплоть до эпохи Возрождения, однако достижения науки Нового времени вывели А. за пределы собственно науч. деятельности.
Астрология древней Месопотамии
А. как особый вид предсказаний появилась впервые в кон. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э. Её наиболее ранняя форма – А. предзнаменований – сложилась во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э., когда на аккадском яз. был создан клинописный астрологич. свод «Энума Ану Энлиль» («Когда боги Ану и Энлиль»), включавший ок. 7 тыс. предзнаменований. Они имели стандартную форму: «Если (на небе) произошло (событие) А: (на земле) произойдёт (событие) В». Основой для предсказания служили астрономич. и метеорологич. явления, в т. ч. лунные и солнечные затмения, гелиакич. восходы и заходы планет и звёзд, положения планет относительно созвездий и друг друга и т. д. Каждое такое событие рассматривалось как особый знак, предвещающий определённые события на Земле. Предсказания касались только царя, членов его семьи и страны в целом. А. предзнаменований была широко распространена на всём Ближнем Востоке; особой популярностью она пользовалась в Ассирии в 8–7 вв. до н. э.
В сер. 1-го тыс. до н. э. в Месопотамии возникает гороскопная А. В её основу была положена идея о том, что жизнь человека определяется расположением светил в момент его рождения или зачатия. В месопотамских гороскопах (самый ранний датируется 410 до н. э.) определялись положения 7 светил (Солнца, Луны и 5 видимых невооружённым глазом планет – Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры и Сатурна) относительно знаков зодиака (см. Астрономические знаки) в момент рождения ребёнка и на этом основании делались предсказания, причём не только для высокопоставленных, но и для простых людей, что существенно расширило социальную базу А. Развитие гороскопной А. стало возможным лишь с появлением математич. теории, позволявшей вычислять положения светил на небе для любого момента времени. Особое значение имела концепция зодиака – выделенной полосы созвездий, в пределах которой совершались движения Солнца, Луны и планет и которая разделялась на 12 равных частей (т. н. знаки зодиака).
Месопотамская А. оказала глубокое влияние на развитие А. в соседних регионах – в Сирии, Малой Азии, Греции, Египте, Персии, Индии, Китае.
Эллинистическая астрология
С 3 в. до н. э. в эллинистич. мире под влиянием месопотамской А. распространяется гороскопная А. (астрологич. школа на о. Кос, основанная вавилонским жрецом Бероссом и др.). Ряд фундам. идей, лежащих в основе эллинистич. А., имеют, несомненно, месопотамское происхождение, в т. ч. концепция зодиака, разделение планет на благотворные и злотворные, тригональный аспект, планетные возвышения и т. д. Однако греч. астрологи, опиравшиеся на месопотамскую традицию, создали, по существу, новую науку, у истоков которой они ставили три легендарные фигуры: Гермеса Трисмегиста (см. Герметизм), Нехепсо и Петосириса (трактаты, связываемые с именами двух последних, датируются 2–1 вв. до н. э.). Эллинистич. А. включала в себя элементы месопотамской А., египетской звёздной астрономии, греч. философии и математич. астрономии и подразделялась на неск. направлений. Мировая А. занималась прогнозами, касающимися стран, городов и правителей, индивидуальная А. – прогнозами судеб отд. людей. Последняя включала: генитурную А. (генетлиалогию, натальную А.), в которой судьба человека, черты его характера, важнейшие обстоятельства его жизни определялись с помощью гороскопа (или карты неба), рассчитанного для данной широты и даты; элективную А., или катархен-А., в которой определялись моменты времени, благоприятные для начала к.-л. дела; вопросную, или часовую (хорарную), А., в которой вычислялось распределение астральных сил в момент начала к.-л. дела. Отд. направление составляла медицинская А. Из огромного числа греческих и латинских произведений, посвящённых А., необходимо выделить труд К. Птолемея «О влияниях» («Апотелесматика»; более известен как «Четверокнижие» – «Тетрабиблос», «Квадрипартитум»), посвящённый мировой и индивидуальной А., принадлежащие ему «Подручные таблицы», имевшие астрологическое назначение, а также «Антологию» Веттия Валента (2 в.) и обширный латинский компендиум «Матесис» («Познание») Фирмика Матерна (4 в.).
Эллинистич. А. базировалась на геоцентрической системе мира, утверждавшей, что мир имеет сферич. форму и подразделяется на две части – подлунную и надлунную, Земля (а значит, и человек) находится в его центре, движение светил управляется вращением эфирных сфер. Значит. влияние на эллинистич. А. оказал стоицизм с его концепцией космич. симпатии и параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса. А. включала в себя элементы многочисл. астральных культов (представления о стражах знаков, божествах планет и т. д.).
В образованных кругах античного общества А. нередко подвергалась резкой критике; противниками А. были Цицерон, Секст Эмпирик (трактат «Против астрологов»), философы Новой Академии. Некоторые рим. императоры покровительствовали А., другие, напротив, считали её опасной. Отношение христианства к А. в целом было отрицательным. Мн. отцы Церкви (Тертуллиан, Ипполит, Евсевий Кесарийский, Григорий Нисский, Августин и др.) отвергали А. за содержащиеся в ней элементы язычества и проповедь фатализма. По словам Татиана: «Мы (т. е. христиане) выше судьбы и вместо блуждающих демонов (т. е. планет) знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и её законоположителей» («Речь против эллинов», 9).
С 4 в. в странах ближневосточного региона наблюдается кризис А., вызванный распространением христианства.
Астрология в странах ислама
В Араб. халифате в процессе усвоения культурного наследия покорённых народов в 8–9 вв. особое значение приобретают А. и астрономия, философия и медицина. При халифах аль-Мансуре, Харуне ар-Рашиде и аль-Маамуне с сирийского, греч., перс. языков и санскрита переводятся на араб. язык астрологич. и астрономич. произведения, в т. ч. «Четверокнижие» и «Подручные таблицы» Птолемея. Осн. место в астрологич. и астрономич. литературе занимали сборники таблиц – зиджи (с 8 по 15 вв. было создано более 100 зиджей). Мн. астрономы были одновременно астрологами, развивая почти все традиц. разделы эллинистич. А., в особенности же катархен-А. и часовую А., а также историч. А., рассматривавшую смену царств и династий. Наибольшую известность в странах ислама и позднее в Европе получили труды Машаллаха (ум. ок. 815, в Зап. Европе известен под именем Messahalla), аль-Кинди, Абу Машара (787–886, Albumasar), Ибн аль-Хасиба (9 в., Albubather), аль-Кабиси (ум. ок. 955/956, Alcabitius, Alchabitius), Ибн Аби-р-Риджаля (1016–64, Abenragel) и др. Учёный-энциклопедист аль-Бируни был автором обширного астрологич. соч. «Книга вразумления начаткам науки о звёздах». Ни одно сколько-нибудь важное решение при дворах большинства правителей не предпринималось без совета с астрологами. Так, при аль-Мансуре время для начала строительства Багдада (30 июля 762) было выбрано спец. группой астрологов на основе данных гороскопа. Влияние небесных светил на человека связывалось в исламе с предопределением Аллаха, астрологич. представления вошли в ряд суфийских учений. Упадок А. в образованных слоях общества начинается в 13 в., после монг. завоеваний, однако в среде простого народа А. остаётся неизменно популярной. Своеобразная энциклопедия А. содержится в «Тысяче и одной ночи» (436–462 ночи).
Астрология в еврейской среде
получает распространение в эпоху позднего эллинизма и в Средние века. В 4–6 вв. изображение зодиака встречается в некоторых синагогах (напр., мозаика на полу синагоги Бет-Альфа в Иудее). Мн. авторитетные астрологи на мусульм. Востоке имели евр. происхождение, напр. Машаллах. В Каирской генизе найдены астрологич. тексты, в т. ч. гороскопы. В евр. А. 12 знаков зодиака соотносились с 12 сыновьями Иакова и, соответственно, с 12 коленами Израиля. После возникновения каббалы в 12–13 вв. в среде евреев Испании и Прованса стала развиваться каббалистич. А., в которой 10 сефирот соотносились с десятью небесными сферами, а знаки зодиака и планеты – с буквами евр. алфавита.
Астрология в Западной Европе
Астрология в Западной Европе в эпоху раннего Средневековья была практически неизвестна. Ситуация меняется в 12–13 вв., когда на лат. язык были переведены астрологич. произведения многих греч. и араб. авторов, в т. ч. Птолемея, Машаллаха, Абу Машара, аль-Кабиси и др. Популярность А. постепенно возрастает, достигнув максимума в 15–16 вв., когда А. преподаётся во мн. университетах, астрологи играют важную роль при дворах европ. правителей. Многие европ. учёные и даже служители Церкви в той или иной мере принимали А., напр. Р. Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский, папы Сильвестр II, Николай V, Пий II, Сикст IV, Александр VI. Согласно Фоме Аквинскому, Бог управляет земными телами через звёзды, которые занимают промежуточное положение между высшим (духовным) и низшим (материальным) мирами. Он считал, что А. может верно предсказывать события, касающиеся большого числа людей, и нередко ошибается в индивидуальных предсказаниях в силу того, что у человека имеется свободная воля и душа как «умная субстанция» не может быть принуждаема «телесными субстанциями» (к каковым он относил звёзды). Среди астрономов также имелось немало сторонников А., в т. ч. Региомонтан (Иоганн Мюллер), Т. Браге; И. Кеплер, стремившийся реформировать А., прославился рядом удачных предсказаний. Широко известно высказывание Кеплера: «Матери астрономии пришлось бы, наверное, голодать, если бы дочь астрология не зарабатывала на хлеб». Известность среди астрологов получили Парацельс, развивавший мед. А. и учение об астральных духах, М. Нострадамус, Джон Ди (1527–1608) и в особенности Морен де Вильфранш (1583–1656), автор фундам. труда «Astrologia gallica» (кн. 1–26, 1661). В числе противников А. были Н. Орем, Пико делла Мирандола, Дж. Савонарола, написавший трактат против А. Церковь резко отвергала магич. элементы, содержащиеся в А. Папа Сикст V выпустил в 1586 спец. буллу «Творец неба и земли» («Coeli et terrae creator») против А., подтверждённую в 1631 Урбаном VIII; в ней, в частности, запрещалось чтение и хранение книг по А. Большинство деятелей Реформации были противниками А., хотя Ф. Меланхтон был её сторонником.
Астрология в России
А. проникла в Россию из Византии, где вплоть до 15 в. сохранялась традиция эллинистич. А. [среди наиболее известных астрологов были Лев Математик (9 в.), основатель известной астрологич. школы Иоанн Абрамий (14 в.)]. В России переводы греч. текстов по А. начали распространяться в 10–14 вв. (преим. тексты «народной» А., напр. «Лунники», содержащие предсказания по фазам Луны и её положению в зодиаке). Критика А. как противоречащей христианской вере в Промысел Божий содержится в «Послании на злые дни и часы» старца Филофея (ок. 1524) и сочинениях Максима Грека. А. была осуждена на Стоглавом соборе 1551. Несмотря на это, услугами астрологов пользовались цари Иван IV Грозный, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович. Пётр I санкционировал издание календаря, редактировавшегося одним из его ближайших сподвижников Я. В. Брюсом и содержавшего не только предсказания на период с 1710 по 1821, но и теорию А. «Брюсов календарь» многократно переиздавался и пользовался огромной популярностью.
Астрология в Новое время
Отношение к А. в Европе изменилось в 17–18 вв. Этому способствовали направленная против А. враждебная политика Церкви (преподавание А. исключается из университетских курсов, в 1666 астрологи были изгнаны из Парижского ун-та и академии) и революц. преобразования в естествознании, прежде всего переход к гелиоцентрической системе мира Н. Коперника, утверждавшей, что центром мира является не Земля, а Солнце (Земля поэтому уже не могла считаться особо выделенным центром приложения космич. сил) и что звёзды удалены от Земли на огромное расстояние. Исследования Г. Галилея и его последователей заставляли думать, что светила состоят из тех же элементов, что и земные тела (поэтому нет оснований для деления космоса на подлунную и надлунную части). Благодаря телескопич. наблюдениям было открыто огромное число звёзд, не видимых невооружённым глазом и потому ранее не учитывавшихся в предсказаниях. Когда в 19 в. удалось измерить абсолютные расстояния до звёзд, выяснилось, что звёзды, принадлежащие к одному созвездию, в большинстве случаев не образуют в пространстве компактные группы, а удалены друг от друга на огромные расстояния, так что не существует астрономич. оснований для приписывания созвездиям и знакам зодиака тех характеристик, которые им придаются в А. Открытия в 19–20 вв. новых планет и большого числа не известных ранее небесных объектов ещё в большей степени подорвали позиции сторонников А.
Однако ни научная, ни церковная критика не привели к гибели А. В 17–19 вв. астрологич. альманахи выпускались в Европе большими тиражами. В кон. 19 – нач. 20 вв. увлечение А. становится массовым. В 1960-х гг. А. стала частью движения Нью Эйдж, которое связывает надежды на духовное обновление культуры с тем, что в результате прецессии заканчивается «эра Рыб» и начинается «эра Водолея» (эпоха «интегральной духовности»). Совр. А., являющаяся прямой наследницей гороскопной А. эпохи эллинизма, популярна во мн. странах. В ней по-прежнему используется геоцентрич. система мира, а Солнце и Луна считаются важнейшими планетами; после открытия Урана, Нептуна и Плутона число рассматриваемых в А. планет увеличилось. В А. сосуществует много школ, различающихся исходными установками и методиками, используется науч. терминология, заимствованная из биологии, медицины, психологии и др. Для составления гороскопов применяются компьютеры, сделавшие занятие А. широко доступным. Превращение А. в доходный бизнес связано с появлением в 1930-х гг. феномена «газетной астрологии».
История А. детально исследуется совр. наукой как одно из значит. явлений в истории мировой культуры. Делаются попытки статистически оценить достоверность ряда положений, сформулированных в А., результаты которых носят либо отрицательный, либо достаточно неопределённый характер.
Астрология в Китае
проникает во все сферы традиц. культуры. С нач. 1-го тыс. н. э. на протяжении почти трёх тысячелетий универсум осмыслялся в Китае как единый пространственно-временной континуум, в двоичной структуре которого идею времени (дня, сезона, времени года) нёс иероглиф «тянь» (букв. – небо), обозначавший одновременно верховное божество, высшую божеств. силу и природу, естественность. В физич. смысле «тянь» – это небосвод как носитель астрономич. и метеорологич. явлений и объектов, в метафизическом – структурный элемент пары «небо – земля (тянь – ди)» и триады «небо – человек (жэнь) – земля», выражающих единство времени, пространства (земля) и человеческого бытия, неразрывно связанного с временны́ми ритмами.
Определяемая «небом» судьба индивида фиксируется в «восьми иероглифах» (ба цзы) – четырёх парах циклич. знаков, указывающих на год, месяц, день и час (двенадцатую часть суток) рождения. Это самое общее понятие гороскопа сформировано с помощью двух парных наборов циклич. знаков – 10 «небесных стволов» (тянь гань) и 12 «земных ветвей» (ди чжи), которые в свою очередь коррелируют с силами инь и ян, Солнцем и Луной и др. бинарными оппозициями. Последовательно сочетаясь друг с другом в пары «ствол – ветвь», они образуют систему неповторяющихся двоичных символов шестидесятеричного цикла. Символы этой системы присутствуют уже в древнейших памятниках кит. письменности – гадательных надписях на костях эпохи Шан-Инь (2-я пол. 2-го тыс. до н. э.), где они обозначают, во-первых, дни, основу счисления которых составляла декада (сюнь), во-вторых, усопших предков.
Набор «земных ветвей» в качестве соотнесённых с астральными духами 12 небесных «ориентиров» (чэнь) применялся для обозначения «времени» суток, месяцев, годов 12-, 19- и 76-летия, 12 «участков» пояса эклиптики и небесного экватора, а с рубежа н. э. (Ван Чун) идентифицировался с зодиакальным циклом 12 животных (мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, баран, обезьяна, курица, собака, свинья), который точно соответствует исходному смыслу греч. термина «зодиак» («звериный круг»), в отличие от зап. зодиака, включающего в себя символы отнюдь не только животных. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. 10 «небесных стволов», последовательно разбитые на пары, были идентифицированы с системой пяти элементов (у син: дерево, огонь, почва, металл, вода), выступавшей в виде универсальной классификац. схемы, охватывающей в т. ч. пять главных планет. С рубежа н. э. весь комплекс 60 сочетаний «небесных стволов» и «земных ветвей» стал использоваться для стандартного летосчисления шестидесятеричными циклами.
В целом все эти символы вместе и раздельно применялись не только в хронологии, но и в звёздных картах, магич. диаграммах, амулетах и оберегах, обычно в сочетании с ориентированными по странам света 4 символами «небесных дворцов» (Зелёный дракон, Красная птица, Белый тигр, Чёрная черепаха), 8 триграммами (ба гуа) и 64 гексаграммами «Чжоу и», или «И цзин», соотнесёнными с эклиптикой и небесным экватором, 24 годовыми сезонами и 28 небесными («солнечными» и «лунными») «станциями», «домами», или созвездиями. В центре этих конструкций располагается Полярная звезда, осмысляемая как центр круговращения мироздания, космич. выражение Великого предела (тай цзи) и местопребывание божественного Великого единого (тай и). Изоморфно структуре неба делилась и земля.
Издревле, со времён Шан-Инь и Чжоу, астрономо-астрологич. штудиями, относящимися к сфере «небесных знаков» (тянь вэнь), «небесных управ» (тянь гуань) и календаря (ли), занимались спец. чиновники («ши»), приобретшие позднее также функцию историографов. Как и на Западе, в Китае развивалась А. предзнаменований. Важнейшим гос. делом считалось не только вычисление регулярных небесных процессов, но и истолкование космич. и метеорологич. явлений как знамений, ниспосылаемых Небом императору («сыну Неба», тянь цзы), осенённому «небесным предопределением» (тянь мин). Офиц. астрологич. интерпретации небесных знамений («вычисления предопределения») постепенно переросли в династийную историографию, развивавшуюся до конца Срединной империи в нач. 20 в. и включавшую в себя также спец. астрономо-астрологич. трактаты.
Классич. традиция кит. А. зафиксирована в древнейших канонических памятниках 1-го тыс. до н. э. – «Шу цзин» («Канон писаний»), «Чжоу и», «Чунь цю» («Вёсны и осени»), «Цзо чжуань» («Предание Цзо») и др. В 4–3 вв. до н. э. были созданы и первые собственно астрологич. тексты: «Тянь вэнь» («Небесные знаки») Ши Шэня, «Тянь вэнь син чжань» («Небесные знаки и гадание по звёздам») Гань Дэ, позднее образовавшие «Звёздный [астрологич.] канон» («Син цзин»). Древнейший оригинал подобного текста 2 в. до н. э., получивший назв. «Гадание по пяти звёздам» («У син чжань»), был найден в 1973 в могильнике Мавандуй (КНР, близ г. Чанша). Наиболее полно эта литература представлена в обширном собрании даосских трактатов «Дао цзан».
С 3 в. н. э. в Китай проникает инд. (через тантрич. буддизм) и эллинистич. А. Из вошедшего в 8 в. в кит. «Трипитаку» «Канона [небесных] станций и светил» («Сю яо цзин») китайцы впервые узнали 12 знаков зап. зодиака. В 8–9 вв. в Китае появляется сирийская версия «Четверокнижия» Птолемея. С 8 в. возникает индивидуальная гороскопная А. (видимо, благодаря зап. влиянию).
Астрология в Индии
По преданию, А. была «открыта» в Индии мудрецами-провидцами Бхригу, Парасара, Гарга и др. Астрономич. познания, послужившие основой для развития А. предзнаменований, характерной для ведийской эпохи (соч. «Джьотиша-веданга», приписываемое некоему Лагадхе, 5–4 вв. до н. э.), опирались на лунный календарь, в соответствии с которым год делился на 360 дней, а эклиптика на 27 или 28 накшатр («лунных домов»), а также на исследование положения и движения некоторых планет относительно созвездий. В ходе завоевательных походов Александра Македонского в Индию во 2–1 вв. до н. э. проникает эллинистич. гороскопная А., которая была переработана в свете идей кармы и сансары. Инд. математик и астроном 6 в. Варахамихира (роль его в развитии инд. А. аналогична роли Птолемея для греч. А.) создал самый совершенный для своего времени календарь, используемый инд. астрологами вплоть до настоящего времени. Начиная с 7 в. разрабатывались методы предсказания длительности жизни (аюрдая), в 13 в. под влиянием персов и арабов возникла традиция ежегодных предсказаний (таджика). Инд. А. проникла в Тибет, Китай, Юго-Восточную Азию, а также на Араб. Восток, оказав влияние на европ. астрологию.
Традиц. «наука небесных светил» (джьотишастра) содержит 6 разделов: составление гороскопа (джатака), астрономич. вычисления положений планет (ганита), астрономия небесной сферы (гола), мантика (нимитта), А. вопросов (прашна) и элективная А. (мухурта). Собственно А. содержит определение как судьбы индивида по времени рождения, так и благоприятных моментов для к.-л. начинания – от индивидуального (женитьбы, зачатия и рождения детей, купли-продажи имущества, учёбы и бизнеса и т. п.) до общественного (строительство храмов, время проведения религ. праздников и т. п.; А. играла и продолжает играть важную роль в политич. жизни Индии).
В отличие от зап. А., инд. А. в большей мере опирается на сидерич. зодиак, располагающий все планеты и знаки на 23° ниже их положения на зап. карте, благодаря чему учитывается постоянный сдвиг земной оси; широко используется и второй зодиак, состоящий из 27 накшатр. Важнейшим фактором для определения судьбы индивида считается положение Луны в день его рождения. Накшатрам, управляемым планетами (особенно лунными узлами, точками пересечения траектории Солнца и Луны – Раху и Кету), придаётся решающее значение как в предсказаниях, так и в определении характера индивида и его окружения, но вместе с тем инд. астрологи, в отличие от западных, мало используют планеты Уран, Нептун и Плутон. Особенность инд. А. составляет и представление о существовании особых средств, с помощью которых можно избежать или ослабить неблагоприятные события, выявленные индивидуальным гороскопом (это амулеты из камней определённых видов, мантры, ритуалы).
Инд. А. – единственная в совр. мире, поддерживаемая офиц. религ. традицией – индуизмом и джайнизмом (наряду с аюрведой она считается одной из важнейших традиц. ведийских шастр – «наук», её преподают в высших учебных заведениях, издаётся множество астрологич. журналов). Хотя классич. буддизм, осуждающий всякого рода гадания и предсказания, отвергает А., она приобрела авторитет в некоторых его тантристских направлениях (особенно в калачакре).