ПИГА́ЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИГА́ЛЬ (Pigalle) Жан Батист (26.1.1714, Париж – 21.8.1785, там же), франц. скульптор. Родился в семье придворного резчика по дереву Жана Пигаля (1684–1728). Учился у Р. Ле Лоррена (до 1735) и Ж. Б. Лемуана, также в Королевской академии живописи и скульптуры. Участвовал в конкурсе на Рим. премию, но занял 3-е место. Отправился в Италию пешком; добрался до Рима тяжело больным и остался в живых лишь благодаря заботам друга – скульптора Г. Кусту (бывшего в то время пенсионером Франц. академии в Риме). В Италии (1736–40?) изучал античную скульптуру, выполнял частные заказы, здесь же создал модель для статуи «Меркурий, завязывающий сандалию» (терракота, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; варианты в мраморе – 1744, Лувр, Париж, и 1748, Старая нац. галерея, Берлин). Автор ряда камерных композиций в стилистике рококо («Мальчик с птичьей клеткой», 1749; «Объятия Любви и Дружбы», 1753–58, обе – мрамор, Лувр); повторял некоторые из этих сюжетов в бронзе и фарфоре. Много работал также в области религ. скульптуры.
Портреты П. отмечены объективностью характеристик, умением раскрыть внутр. мир модели, духовный склад человека эпохи Просвещения: воен. хирурга Ж. М. Герена (бронза, 1775–80), Д. Дидро (бронза, 1777), автопортрет (терракота, ок. 1780, все – Лувр), инж. Ж. Р. Перроне (бронза, 1785, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Необычно трактован образ Вольтера (1776, Институт Франции, Париж), которого П. представил обнажённым, в духе идеи «героической наготы», несмотря на возраст модели (76 лет). Стремясь к правдоподобию, он воспроизвёл старческое немощное тело (для фигуры позировал ветеран Семилетней войны), голову лепил с натуры, но сильно «омолодил» философа. В целом статуя производит впечатление какой-то неестественности и дисгармонии: идея превалирует над пластикой. Среди немногих женских портретов – бюст маркизы де Помпадур (мрамор, 1751, Метрополитен-музей). Из монументальных произведений П. наиболее значительно надгробие маршала Морица Саксонского (мрамор, бронза, 1753–56), установленное в 1776 в ц. Сен-Тома в Страсбуре; в его «театральности» и обилии аллегорич. фигур ощутимы отзвуки барокко. Сочетание белого и цветного мрамора усиливает живописность и патетику памятника. Чл. (1744), проф. (1752), затем ректор (1777) Королевской академии живописи и скульптуры.