Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИГА́ЛЬ

Авторы: В. В. Стародубова

ПИГА́ЛЬ (Pigalle) Жан Ба­тист (26.1.1714, Па­риж – 21.8.1785, там же), франц. скульп­тор. Ро­дил­ся в се­мье при­двор­но­го рез­чи­ка по де­ре­ву Жа­на Пи­га­ля (1684–1728). Учил­ся у Р. Ле Лор­ре­на (до 1735) и Ж. Б. Ле­муа­на, так­же в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры. Уча­ст­во­вал в кон­кур­се на Рим. пре­мию, но за­нял 3-е ме­сто. От­пра­вил­ся в Ита­лию пеш­ком; до­б­рал­ся до Ри­ма тя­же­ло боль­ным и ос­тал­ся в жи­вых лишь бла­го­да­ря за­бо­там дру­га – скульп­то­ра Г. Кус­ту (быв­ше­го в то вре­мя пен­сио­не­ром Франц. ака­де­мии в Ри­ме). В Ита­лии (1736–40?) изу­чал ан­тич­ную скульп­ту­ру, вы­пол­нял ча­ст­ные за­ка­зы, здесь же соз­дал мо­дель для ста­туи «Мер­ку­рий, за­вя­зы­ваю­щий сан­да­лию» (тер­ра­ко­та, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; ва­ри­ан­ты в мра­мо­ре – 1744, Лувр, Па­риж, и 1748, Ста­рая нац. га­ле­рея, Бер­лин). Ав­тор ря­да ка­мер­ных ком­по­зи­ций в сти­ли­сти­ке ро­ко­ко («Маль­чик с птичь­ей клет­кой», 1749; «Объ­я­тия Люб­ви и Друж­бы», 1753–58, обе – мра­мор, Лувр); по­вто­рял не­ко­то­рые из этих сю­же­тов в брон­зе и фар­фо­ре. Мно­го ра­бо­тал так­же в об­лас­ти ре­лиг. скульп­ту­ры.

Ж. Б. Пигаль. Надгробие маршала Морица Саксонского в церкви Сен-Тома в Страсбуре. Мрамор, бронза. 1753–56, установлено в 1776.

Порт­ре­ты П. от­ме­че­ны объ­ек­тив­но­стью ха­рак­те­ри­стик, уме­ни­ем рас­крыть внутр. мир мо­де­ли, ду­хов­ный склад че­ло­ве­ка эпо­хи Про­све­ще­ния: во­ен. хи­рур­га Ж. М. Ге­ре­на (брон­за, 1775–80), Д. Дид­ро (брон­за, 1777), ав­то­порт­рет (тер­ра­ко­та, ок. 1780, все – Лувр), инж. Ж. Р. Пер­ро­не (брон­за, 1785, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон). Не­обыч­но трак­то­ван об­раз Воль­те­ра (1776, Ин­сти­тут Фран­ции, Па­риж), ко­то­ро­го П. пред­ста­вил об­на­жён­ным, в ду­хе идеи «ге­рои­че­ской на­го­ты», не­смот­ря на воз­раст мо­де­ли (76 лет). Стре­мясь к прав­до­по­до­бию, он вос­про­из­вёл стар­че­ское не­мощ­ное те­ло (для фи­гу­ры по­зи­ро­вал ве­те­ран Се­ми­лет­ней вой­ны), го­ло­ву ле­пил с на­ту­ры, но силь­но «омо­ло­дил» фи­ло­со­фа. В це­лом ста­туя про­из­во­дит впе­чат­ле­ние ка­кой-то не­ес­те­ст­вен­но­сти и дис­гар­мо­нии: идея пре­ва­ли­ру­ет над пла­сти­кой. Сре­ди не­мно­гих жен­ских порт­ре­тов – бюст мар­ки­зы де Пом­па­дур (мра­мор, 1751, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей). Из мо­ну­мен­таль­ных про­из­ве­де­ний П. наи­бо­лее зна­чи­тель­но над­гро­бие мар­ша­ла Мо­ри­ца Сак­сон­ско­го (мра­мор, брон­за, 1753–56), ус­та­нов­лен­ное в 1776 в ц. Сен-То­ма в Страс­бу­ре; в его «те­ат­раль­но­сти» и оби­лии ал­ле­го­рич. фи­гур ощу­ти­мы от­зву­ки ба­рок­ко. Со­че­та­ние бе­ло­го и цвет­но­го мра­мо­ра уси­ли­ва­ет жи­во­пис­ность и па­те­ти­ку па­мят­ни­ка. Чл. (1744), проф. (1752), за­тем рек­тор (1777) Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры.

Лит.: Tarbe P. La vie et les œuvres de J.-B. Pigalle. P., 1859; Rocheblave S. J.-B. Pigalle. P., 1919; Reau L. J.-B. Pigalle. P., 1950; Ga­borit J.-R. J.-B. Pigalle: Sculptures du Musée du Louvre. P., 1985.

Вернуться к началу