Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОРНЕ́ЛИУС ПЕТЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 330

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОРНЕ́ЛИУС (Cornelius) Пе­тер (24.12.1824, Майнц – 26.10.1874, там же), нем. ком­по­зи­тор, по­эт и муз. кри­тик. Из семьи ак­тё­ров. В юно­сти был ак­тё­ром и скри­па­чом в те­ат­ре Майн­ца, с труп­пой ко­то­ро­го в 1841 по­се­тил Ан­глию. В 1845–48 брал уро­ки ком­по­зи­ции у З. Де­на в Бер­ли­не. Пи­сал муз.-кри­тич. ста­тьи для бер­лин­ских жур­на­лов «Echo» и «Modes­spiegel». В 1852–58 жил в Вей­ма­ре, где по­зна­ко­мил­ся с Ф. Лис­том, примк­нул к вей­мар­ской шко­ле. Со­труд­ни­чал в ж. «Neue Zeitschrift für Musik», про­па­ган­ди­руя творч. прин­ци­пы Лис­та и Г. Бер­лио­за. В 1859–64 жил в Ве­не. В 1865 по­се­лил­ся в Мюн­хе­не, где пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Ко­ро­лев­ской выс­шей шко­ле му­зы­ки. Был дру­гом Р. Ваг­не­ра. В Вей­ма­ре бы­ли ис­пол­не­ны опе­ры К. «Ба­г­дад­ский ци­рюль­ник» (1858, од­на из луч­ших нем. ко­мич. опер 19 в.) и «Сид» (1865, по П. Кор­нелю и И. Г. Гер­де­ру, обе – на собств. либ­рет­то). В пес­нях К. (в т. ч. в цик­ле «Ро­ж­де­ст­вен­ские пес­ни», 1856) от­ме­ча­ют­ся при­зна­ки позд­не­ро­ман­тич. сти­ля. Ав­тор во­каль­ных ду­этов, хо­ров (в т. ч. «Рек­ви­ем» на сло­ва К. Ф. Хеб­бе­ля, «Бет­хо­вен­ская песнь», «3 лю­бов­ных хо­ра», «Пес­ня всад­ни­ка», «От­цов­ская мо­ги­ла», часть из них – на собств. те­кс­ты), цер­ков­но-ка­то­лич. со­чи­не­ний (в т. ч. Мес­са для жен­ско­го хо­ра, «Absolve Do­mine» и Рек­ви­ем для муж­ско­го хо­ра). По­этич. та­лант и тех­ни­ка К. про­яви­лись в сб-ке сти­хо­тво­ре­ний (1861), пе­ре­во­дах на нем. яз. со­не­тов А. Миц­ке­ви­ча, а так­же эк­ви­рит­мич. пе­ре­во­дах либ­рет­то опер К. В. Глю­ка («Ифи­ге­ния в Ав­ли­де», «Аль­це­ста», «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де», «Ар­ми­да»), А. Г. Ру­бин­штейн­а («Си­бир­ские охот­ни­ки»), те­кс­тов во­каль­ных со­чи­не­ний Бер­лио­за («Ле­лио, или Воз­вра­ще­ние к жиз­ни», «Бен­ве­ну­то Чел­ли­ни», «Дет­ст­во Хри­ста»).

Нот­ное изд.: Musikalische Werke / Hrsg. von M. Hasse. Lpz., [1905–1906]. Bd 1–5.

Соч.: Literarische Werke. Lpz., 1904–1905. Bd 1–4; Gesammelte Aufsätze: Gedanken über Mu­sik und Theater, Poesie und bildende Kunst / Hrsg. von J. Deaville, G. Wagner. Mainz, 2004.

Лит.: Kretzschmar H. P. Cornelius. Lpz., 1880; Гольд­марк К. Из мо­их встреч и вос­по­ми­на­ний. П. Кор­не­ли­ус // Рус­ская му­зы­каль­ная га­зе­та. 1908. № 36; Egert P. P. Cornelius. В., 1940; Hasse M. Der Dichtermusiker P. Corne­lius. Wiesbaden, 1972; P. Cornelius als Kom­po­nist, Dichter, Kritiker und Essayist / Hrsg. von H. Federhofer, K. Oehl. Regensburg, 1977; Wagner G. P. Cornelius: Verzeichnis seiner mu­sikalischen und literarischen Werke. 3. Aufl. Tutzing, 1986.

Вернуться к началу