ПРОМЕТЕ́Й
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОМЕТЕ́Й (Προμηθεύς, букв. – предвидящий), в греч. мифологии провидец, сын титана Иапета и океаниды Клименты, брат Атланта, Эпиметея и Менетия. Согласно некоторым мифам, П. создал людей из глины и воды, научил их пользоваться огнём, а также разл. ремёслам и искусствам. Ради людей П. обманул Зевса при жертвоприношении, введя обычай приносить богам не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром. Зевс разгадал обман и лишил людей огня, но П. похитил его и вернул людям. Тогда Зевс отправил на Землю Пандору, а П. в наказание велел приковать к скале в Колхиде. Орёл днём пожирал печень П., которая восстанавливалась за ночь, пока Геракл по воле Зевса не сразил орла стрелой. В Афинах в древности П. почитался особенно гончарами; в его честь устраивали бег с факелами во время празднества «прометейи».
Гесиод в поэмах «Труды и дни», «Теогония» изобразил П. хитрым, своенравным, но добрым к людям противником Зевса. У Эсхила в трагедии «Прометей прикованный» П. предстаёт благодетелем человечества, научившим его разнообразным умениям, ради людей восстающим против Зевса и идущим на мучения; в «Метаморфозах» Овидия – защитником человека.
В изобразит. иск-ве Древней Греции преобладают сюжеты о наказании П., которого представляют прикованным к скале со связанными за спиной руками (критская печать, 650 до н. э., Британский музей, Лондон), и о его освобождении Гераклом (чернофигурный аттический кратер, 625–575 до н. э., Нац. музей, Афины). Под воздействием утраченной драмы Эсхила «Прометей-огневозжигатель» появляется сюжет о передаче похищенного огня сатирам (роспись аттического краснофигурного килика, 430–420 до н. э., Музей «Керамик», Афины). В др.-рим. иск-ве на первый план выходит тема сотворения П. человека – в присутствии Афины, наделяющей его дыханием (италийский саркофаг 3 в. до н. э., Лувр, Париж); эта композиция стала образцом сцены «Сотворение человека» в раннехристианском искусстве.
В период Возрождения под влиянием текста Овидия П. изображается творящим из глины человека как «подобие богов» (две картины Пьеро ди Козимо, 1515, Музей изящных искусств, Страсбур, и Старая пинакотека, Мюнхен). В иск-ве Нового времени гл. темой вновь становится наказание П. [картины П. П. Рубенса (1610–11, Музей иск-ва, Филадельфия), Я. Йорданса (1640, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн)]; реже – похищение огня П. (картина Ж. Коссье, 1637, Прадо, Мадрид).
Начиная с эпохи Возрождения прометеевский сюжет пользовался значит. популярностью также в лит-ре. К нему обращались Дж. Боккаччо, П. Кальдерон де ла Барка, Вольтер, И. В. Гёте, И. Г. Гердер, А. В. Шлегель, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, А. Жид, Ф. Кафка и др. В России образ П.-человеколюбца нашёл отражение в творчестве Н. П. Огарёва (стих. «Прометей»); как мятежник, справедливо наказанный Богом за попытку помочь «презренному человечеству», трактован П. в одноим. поэме Вяч. И. Иванова.
К образу П. обращались композиторы Л. ван Бетховен (балет «Творения Прометея», 1801), А. Н. Скрябин [симфонич. поэма «Прометей» («Поэма огня»), 1910], К. Орф (муз.-сценич. соч. «Прикованный Прометей», по Эсхилу, 1967) и др. Хореографы используют образ П. с 17 в. Балеты на музыку Бетховена (хореографы С. Вигано, С. Лифарь, Н. де Валуа, Ф. Аштон), Скрябина (хореографы Л. Фуллер, Т. Шоун). Также балеты на сюжет о П. ставили М. Бежар, Л. В. Якобсон, М. Л. Лавровский и др.