БЕЖА́Р МОРИС
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕЖА́Р (Béjart) Морис (псевдоним; настоящие имя и фамилия Морис Жан Берже, Berger) (1.1.1927, Марсель – 22.11.2007, Лозанна), французский артист балета, хореограф, режиссёр, педагог. Сын философа Г. Берже (1896–1960). Член Французской Академии изящных искусств (1994). Классическому танцу обучался с 1941, с 1945 – у Л. Статса, Л. Н. Егоровой, мадам Рузан в Париже, В. Волковой в Лондоне. Работал в Марсельской опере (1944), в «Ballet de Paris» (с Р. Пети, конец 1940-х гг., Париж), в Лондоне и Стокгольме (до 1952). Первые значительные постановки осуществил в созданных им парижских труппах «Ballet romantique» (1953; в 1954–57 – «Ballet de lʼEtoile») и «Ballet-Théâtre de Paris» (1957–60) – «Соната для троих» на музыку Б. Бартока (1957), «Орфей» на музыку П. Анри (1958), и др. Значительность проблематики (в ранний период близкой экзистенциализму), своеобразие пластического языка, органично совмещавшего на базе классического танца влияния немецкого экспрессионистического танца, творчества М. Грэхем, танцевальных приёмов джаза, рока, – характерные черты искусства Б. Мировую известность Б. принесла постановка «Весны священной» И. Ф. Стравинского (1959, «Ла Монне», при участии «Western Theatre Baller»); в ней (как и в «Болеро» М. Равеля, 1961) он стремился вернуть танцу его ритуальный, обрядовый характер, хореография приобретала знаковое, эмблематичное значение. В 1960–87 возглавлял труппу «Ballet du XXe siècle» (Брюссель), с 1987 швейцарскую труппу «Балле Бежар Лозанн» (с 1992 «Béjart Ballet Lausanne»). Среди постановок, отражающих общегуманистическую проблематику, – «Девятая симфония» на музыку Л. ван Бетховена (1964), «Месса по нашему времени» на музыку Анри и др. (1967), «Наш Фауст» на музыку И. С. Баха и аргентинских танго (1975), «Король Лир – Просперо» на музыку Г. Пёрселла и др. (1994), «Мать Тереза и дети всего мира» на сборную музыку (2002). Философское осмысление в хореографических образах любви и смерти как первооснов бытия – главная тема балетов: «Ромео и Джульетта» на музыку Г. Берлиоза (1966), «Быть может, это Смерть?» на музыку Р. Штрауса (1970), «То, что сказала мне Любовь» на музыку Г. Малера (1974); «Гелиогабал» (1976) и «Эрос–Танатос» (1980), оба на сборную музыку, «Балет в честь жизни» на музыку В. А. Моцарта и группы «Куин» (памяти Ф. Меркьюри, Х. Донна и Дж. Версаче, 1997). Трагедии творческой личности посвящены балеты: «Нижинский, клоун Божий» на музыку П. И. Чайковского и др. (1971 и 1994), «Айседора» на сборную музыку (1976), также спектакли о Р. Вагнере, Ш. Бодлере, А. Мальро, Э. Пиаф, Ю. Мисиме и др. Б. создал особый тип синтетического спектакля, в котором танец, драматическая игра, пение почти равноправны. Ставил также оперные и драматические спектакли, в т. ч. «Тангейзер» Р. Вагнера (1961, совместно с режиссёром В. Вагнером, Байрёйтский фестиваль), «Осуждение Фауста» Берлиоза (1964, Парижская опера), «Мнимый Мольер» (по произведениям Мольера, с музыкой Н. Рота, 1976, Париж), «Кольцо вокруг кольца» на музыку Вагнера (1990, Берлин). Среди спектаклей последних лет: «Мать Тереза и дети мира» (2002), «Чао, Федерико» (2003), «Спасибо, Джанни, с любовью» (2007). Автор пьес «Зелёная королева» («La Reine verte», 1962), «Casta Diva» (1980), «А–6–Roc» (1992), романа «Балет слов» («Le Ballet des mots», 1994). Б. утверждал примат этической стороны над собственно художественно-эстетическими экспериментами, необходимость раскрытия универсальных первооснов танца всех рас и народов; тяготел к искусству, воздействующему на массового зрителя (демократизация аудитории – одна из заслуг Б.). Оказал значительное влияние на обновление танцевальной лексики; расширив выразительные возможности хореографии, показал её способность отражать сложнейшие проблемы бытия. Создатель и руководитель школ-студий «Mudra» (1970–87, Брюссель) и «Rudra» (с 1992, Лозанна).