ГРЭ́ХЕМ ГРЭМ МАРТА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРЭ́ХЕМ, Грэм (Graham) Марта (11.5.1894, Аллегейни, штат Пенсильвания – 1.4.1991, Нью-Йорк), амер. танцовщица, хореограф, педагог. С 1916 училась в школе Р. Сент-Денис и Т. Шоуна «Денишоун» (Лос-Анджелес), затем танцевала в одноим. труппе: участвовала в стилизованных ориентальных постановках Сент-Денис, исполняла ведущие партии в балетах Шоуна («Ксочитль» на муз. Х. Груна, «Малагуэнья» на традиц. музыку, и др.). В 1923–25 танцевала в бродвейском ревю «Гринвич виллидж фоллис». В 1926 основала собств. труппу и гастролировала с ней во многих странах мира. Поставила танцы, которые исполнила в 1926 в Нью-Йорке в сольном концерте («Лунный свет» на муз. К. Дебюсси). Стремясь выразить в пластике идеи, близкие совр. американцам, обратилась к стилистике танца модерн, войдя в число виднейших его представителей. Формирование самобытного стиля Г. ознаменовали её постановки «Еретик», «Видение Апокалипсиса», «Четыре неискренности» (все 1929). В основе её хореографии – механизм напряжения-расслабления, причём движения и жесты призваны непосредственно выражать эмоцию, но не житейски достоверную, а укрупнённую, гиперболизированную; её пластика во многом заимствована у нем. экспрессионистов. Г. проявляла глубокий интерес к изучению нац. культуры Америки. С индейской тематикой связаны балеты «Первобытные мистерии» (1931) и «Кающийся» (1940) Л. Хорста. Образы и традиции первооткрывателей Сев. Америки отражали постановки «Американские провинциалы» (1934) и «Граница» (1935) Хорста, «Весна в Аппалачских горах» А. Копленда (1944) и др. На основе стихов Э. Дикинсон Г. поставила «Письмо миру» Х. Джонсона (1940). Рассказывая о ненависти, страхе, жажде мести, о взаимоотношениях полов, стремясь проникнуть в сферы подсознательного, Г. пользовалась пластич. аллегориями и метафорами, иногда отталкивалась от образов античной и библейской мифологии: «Пещера сердца» С. Барбера (1946), «С вестью в лабиринт» Дж. К. Менотти (1947), «Ночное путешествие» (1947) и «Юдифь» (1950) У. Х. Шумена, «Клитемнестра» Х. Эль-Дабха (1958), «Федра» Р. Старера (1962). Г. заказывала музыку крупным амер. композиторам, в т. ч. Хорсту, который оказал существенное влияние на её творчество. Ввела мн. новшества в оформление танцевальных представлений: двигающиеся декорации, длинную, свободную, тёмную одежду, заменившую традиц. костюмы; исключила пуанты (артисты Г. всегда танцевали босиком). Постоянным сотрудником Г. был худ. И. Ногучи, создавший условную сценографию, точно выражавшую содержание её постановок. До 1969 выступала как танцовщица, до 1990 как хореограф. Всего Г. создала св. 180 постановок. Разработанную Г. технику танца преподают в созданной ею в 1927 в Нью-Йорке школе, ставшей крупнейшим центром танца модерн. Иск-во Г. оказало определяющее влияние на совр. балетный театр, во многом сформировав его стиль и особенности техники.