Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРЭ́ХЕМ ГРЭМ МАРТА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 95

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц, Г. А. Комаров
Сцена из спектакля «С вестью в лабиринт» Дж. К. Менотти. Хореограф М. Грэхем.

ГРЭ́ХЕМ, Грэм (Graham) Мар­та (11.5.1894, Ал­ле­гей­ни, штат Пен­силь­ва­ния – 1.4.1991, Нью-Йорк), амер. тан­цов­щи­ца, хо­рео­граф, пе­да­гог. С 1916 учи­лась в шко­ле Р. Сент-Де­нис и Т. Шо­уна «Де­ни­шо­ун» (Лос-Анд­же­лес), за­тем тан­це­ва­ла в од­но­им. труп­пе: уча­ст­во­ва­ла в сти­ли­зо­ван­ных ори­ен­таль­ных по­ста­нов­ках Сент-Де­нис, ис­пол­ня­ла ве­ду­щие пар­тии в ба­ле­тах Шо­уна («Ксо­читль» на муз. Х. Гру­на, «Ма­ла­гу­э­нья» на тра­диц. му­зы­ку, и др.). В 1923–25 тан­це­ва­ла в брод­вей­ском ре­вю «Грин­вич вил­лидж фол­лис». В 1926 ос­но­ва­ла собств. труп­пу и га­ст­ро­ли­ро­ва­ла с ней во мно­гих стра­нах ми­ра. По­ста­ви­ла тан­цы, ко­то­рые ис­пол­ни­ла в 1926 в Нью-Йор­ке в соль­ном кон­цер­те («Лун­ный свет» на муз. К. Де­бюс­си). Стре­мясь вы­ра­зить в пла­сти­ке идеи, близ­кие совр. аме­ри­кан­цам, об­ра­ти­лась к сти­ли­сти­ке тан­ца мо­дерн, вой­дя в чис­ло вид­ней­ших его пред­ста­ви­те­лей. Фор­ми­ро­ва­ние са­мо­быт­но­го сти­ля Г. оз­на­ме­но­ва­ли её по­ста­нов­ки «Ере­тик», «Ви­де­ние Апо­ка­лип­си­са», «Че­ты­ре не­ис­крен­но­сти» (все 1929). В ос­но­ве её хо­рео­гра­фии – ме­ха­низм на­пря­же­ния-рас­слаб­ле­ния, при­чём дви­же­ния и жес­ты при­зва­ны не­по­сред­ст­вен­но вы­ра­жать эмо­цию, но не жи­тей­ски дос­то­вер­ную, а ук­руп­нён­ную, ги­пер­бо­ли­зи­ро­ван­ную; её пла­сти­ка во мно­гом за­им­ст­во­ва­на у нем. экс­прес­сио­ни­стов. Г. про­яв­ля­ла глу­бо­кий ин­те­рес к изу­че­нию нац. куль­ту­ры Аме­ри­ки. С ин­дей­ской те­ма­ти­кой свя­за­ны ба­ле­ты «Пер­во­быт­ные мис­те­рии» (1931) и «Каю­щий­ся» (1940) Л. Хор­ста. Об­ра­зы и тра­ди­ции пер­во­от­кры­ва­те­лей Сев. Аме­ри­ки от­ра­жа­ли по­ста­нов­ки «Аме­ри­кан­ские про­вин­циа­лы» (1934) и «Гра­ни­ца» (1935) Хор­ста, «Вес­на в Ап­па­лач­ских го­рах» А. Ко­п­лен­да (1944) и др. На ос­но­ве сти­хов Э. Ди­кин­сон Г. по­ста­ви­ла «Пись­мо ми­ру» Х. Джон­со­на (1940). Рас­ска­зы­вая о не­на­вис­ти, стра­хе, жа­ж­де мес­ти, о взаи­мо­от­но­ше­ни­ях по­лов, стре­мясь про­ник­нуть в сфе­ры под­соз­на­тель­но­го, Г. поль­зо­ва­лась пла­стич. ал­ле­го­рия­ми и ме­та­фо­ра­ми, ино­гда от­тал­ки­ва­лась от об­ра­зов ан­тич­ной и биб­лей­ской ми­фо­ло­гии: «Пе­ще­ра серд­ца» С. Бар­бе­ра (1946), «С ве­стью в ла­би­ринт» Дж. К. Ме­нот­ти (1947), «Ноч­ное пу­те­ше­ст­вие» (1947) и «Юдифь» (1950) У. Х. Шу­ме­на, «Кли­тем­не­ст­ра» Х. Эль-Даб­ха (1958), «Фед­ра» Р. Ста­ре­ра (1962). Г. за­ка­зы­ва­ла му­зы­ку круп­ным амер. ком­по­зи­то­рам, в т. ч. Хор­сту, ко­то­рый ока­зал су­ще­ст­вен­ное влия­ние на её твор­че­ст­во. Вве­ла мн. нов­ше­ст­ва в оформ­ле­ние тан­це­валь­ных пред­став­ле­ний: дви­гаю­щие­ся де­ко­ра­ции, длин­ную, сво­бод­ную, тём­ную оде­ж­ду, за­ме­нив­шую тра­диц. кос­тю­мы; ис­клю­чи­ла пу­ан­ты (ар­ти­сты Г. все­гда тан­це­ва­ли бо­си­ком). По­сто­ян­ным со­труд­ни­ком Г. был худ. И. Но­гу­чи, соз­дав­ший ус­лов­ную сце­но­гра­фию, точ­но вы­ра­жав­шую со­дер­жа­ние её по­ста­но­вок. До 1969 вы­сту­па­ла как тан­цов­щи­ца, до 1990 как хо­рео­граф. Все­го Г. соз­да­ла св. 180 по­ста­но­вок. Раз­ра­бо­тан­ную Г. тех­ни­ку тан­ца пре­по­да­ют в соз­дан­ной ею в 1927 в Нью-Йор­ке шко­ле, став­шей круп­ней­шим цен­тром тан­ца мо­дерн. Иск-во Г. ока­за­ло оп­ре­де­ляю­щее влия­ние на совр. ба­лет­ный те­атр, во мно­гом сфор­ми­ро­вав его стиль и осо­бен­но­сти тех­ни­ки.

Соч.: The notebooks. N. Y., 1973; Blood me­mo­ry. N. Y., 1991.

Лит.: McDonach D. M. Graham. A biography. N. Y., 1975; Terry W. Frontiers of dance: the life of M. Graham. N. Y., 1975; Mille de A. Martha: the life and work of M. Graham. L., 1992; Tracy R. Goddess: M. Graham’s dancers remember. N. Y., 1997; Cуриц ЕЯ. Ба­лет и та­нец в Аме­ри­ке. Ека­те­рин­бург, 2004.

Вернуться к началу