НОГУ́ЧИ НОГУТИ ИСАМУ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОГУ́ЧИ, Ногути (Noguchi) Исаму (17.11.1904, Лос-Анджелес – 30.12.1988, Нью-Йорк), амер. скульптор, дизайнер, сценограф. Сын япон. поэта Й. Ногути (1875–1947), писавшего на англ. яз., и амер. писательницы Л. Гилмор (1873–1933). Вырос в Японии, с 1918 учился в США, в 1922 стал учеником Дж. Г. Борглума. На его творчество оказали влияние выставки модернистского иск-ва в нью-йоркских галереях, в особенности выставка работ К. Брынкуши, в парижской мастерской которого Н. работал ассистентом в 1927–28. Первые абстрактные работы Н., выполненные из камня, дерева и металла, отмечены влиянием этого скульптора, а также мастеров cюрреализма и конструктивизма. В 1930 через Париж и Россию отправился в Китай, где изучал иск-во каллиграфии, а затем в Японию, где занимался керамикой. По возвращении в Нью-Йорк (1932) посвятил себя проектированию убранства гор. пространств и обществ. зданий: проект монумента Б. Франклину (1933, осуществлён в Филадельфии в 1984), фонтан «Шасси» для здания компании «Ford Motor» (1938), настенный рельеф для здания Associated Press (1939–40), биоморфный дизайн потолка и стен для Информац. центра в здании «Тайм энд Лайф билдинг» (1947, оба здания – в Рокфеллеровском центре, Нью-Йорк) и др. В 1935–66 работал в области сценографии, сотрудничал с хореографами М. Грэхем («Граница» Л. Хорста, 1935; «Весна в Аппалачских горах» А. Копленда, «Зеркало передо мною» П. Хиндемита, оба 1944, и др.), Дж. Баланчиным и М. Каннингемом. В 1936–37 совершил путешествие в Мексику, где создал монументальный рельеф «История: взгляд из Мехико». По возвращении начал работать как дизайнер, спроектировав в 1937 «радионяню» (Radio Nurse); в 1940 создан первый стол из дерева и стекла – т. н. кофейный столик, в дальнейшем – его многочисл. вариации; в 1944 началось произ-во светильников и мебели по его проектам; в 1943–48 исполнил серию «лунных» (Lunar) объектов – абстрактных скульптур из разл. материалов, подсвеченных встроенными в них лампочками. В 1950 в Японии началось коммерч. произ-во световых скульптур (т. н. Akari) и керамики по моделям Н. В 1951–52 по предложению Тангэ Кэндзо создал 2 моста для Мемориала Мира в Хиросиме.
В 1950-х гг. Н. открыл для себя сад в качестве универсальной формы организации гор. публичного пространства. Его проекты объединяют в себе опыт япон. песчаных садов и садов камней, инд. астрономич. садов, итал. ср.-век. и ренессансных площадей. Крупнейшие осуществлённые проекты в этой области: сад с фонтаном для изд-ва «Reader’s Digest» (1951) и сад (а также мемориальная комната) в честь отца Н. в Ун-те Кэйо (1951–52, оба – в Токио), сад «Семья» для корпорации «Connecticut General Life Insurance Company» в Блумфилде (США, 1956–57), япон. сад для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже (1956–58), беломраморный сад для Б-ки Л. Байнеке Йельского ун-та (1960–64), водный сад, находящийся ниже уровня земли на площади перед зданием Chase Manhattan Bank в Нью-Йорке (1961–64), Сад искусств Билли Роуза для Израильского музея в Иерусалиме (1960–65), сад для компании IBM близ Нью-Йорка, 1964, Сад и музей И. Ногучи на Лонг-Айленде в Нью-Йорке (1985). Н. проектировал также детские игровые площадки, фонтаны. Продолжал создавать отд. станковые и монументальные скульптурные произведения в духе абстрактного экспрессионизма из мрамора, базальта, гранита и др. материалов («Красный куб» на площади перед зданием Marine Midland Bank в Нью-Йорке, 1968).