Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОГУ́ЧИ НОГУТИ ИСАМУ

И. Ногучи. Кофейный столик.

НОГУ́ЧИ, Но­гу­ти (Noguchi) Иса­му (17.11.1904, Лос-Анд­же­лес – 30.12.1988, Нью-Йорк), амер. скульп­тор, ди­зай­нер, сце­но­граф. Сын япон. по­эта Й. Но­гу­ти (1875–1947), пи­сав­ше­го на англ. яз., и амер. пи­са­тель­ни­цы Л. Гил­мор (1873–1933). Вы­рос в Япо­нии, с 1918 учил­ся в США, в 1922 стал уче­ни­ком Дж. Г. Борг­лу­ма. На его твор­че­ст­во ока­за­ли влия­ние вы­став­ки мо­дер­нист­ско­го иск-ва в нью-йорк­ских га­ле­ре­ях, в осо­бен­но­сти вы­став­ка ра­бот К. Брын­ку­ши, в па­риж­ской ма­стер­ской ко­то­ро­го Н. ра­бо­тал ас­си­стен­том в 1927–28. Пер­вые аб­ст­ракт­ные ра­бо­ты Н., вы­пол­нен­ные из кам­ня, де­ре­ва и ме­тал­ла, от­ме­че­ны вли­я­ни­ем это­го скульп­то­ра, а так­же ма­сте­ров cюрреа­лизма и кон­ст­рук­ти­виз­ма. В 1930 че­рез Па­риж и Рос­сию от­пра­вил­ся в Ки­тай, где изу­чал иск-во кал­ли­гра­фии, а за­тем в Япо­нию, где за­ни­мал­ся ке­ра­ми­кой. По воз­вра­ще­нии в Нью-Йорк (1932) по­свя­тил се­бя про­ек­ти­ро­ва­нию уб­ран­ства гор. про­странств и об­ществ. зда­ний: про­ект мо­ну­мен­та Б. Франк­ли­ну (1933, осу­ще­ст­в­лён в Фи­ла­дель­фии в 1984), фон­тан «Шас­си» для зда­ния ком­па­нии «Ford Motor» (1938), на­стен­ный рель­еф для зда­ния Associated Press (1939–40), био­морф­ный ди­зайн по­тол­ка и стен для Ин­фор­мац. цен­тра в зда­нии «Тайм энд Лайф бил­динг» (1947, оба зда­ния – в Рок­фел­ле­ров­ском цен­тре, Нью-Йорк) и др. В 1935–66 ра­бо­тал в об­лас­ти сце­но­гра­фии, со­труд­ни­чал с хо­рео­гра­фа­ми М. Грэ­хем («Гра­ни­ца» Л. Хор­ста, 1935; «Вес­на в Ап­па­лач­ских го­рах» А. Ко­п­лен­да, «Зер­ка­ло пе­ре­до мною» П. Хин­де­ми­та, оба 1944, и др.), Дж. Ба­лан­чи­ным и М. Кан­нин­ге­мом. В 1936–37 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Мек­си­ку, где со­з­дал мо­ну­мен­таль­ный рель­еф «Ис­то­рия: взгляд из Ме­хи­ко». По воз­вра­ще­нии на­чал ра­бо­тать как ди­зай­нер, спро­ек­ти­ро­вав в 1937 «ра­дио­ня­ню» (Radio Nurse); в 1940 соз­дан пер­вый стол из де­ре­ва и стек­ла – т. н. ко­фей­ный сто­лик, в даль­ней­шем – его мно­го­числ. ва­риа­ции; в 1944 на­ча­лось про­из-во све­тиль­ни­ков и ме­бе­ли по его про­ек­там; в 1943–48 ис­пол­нил се­рию «лун­ных» (Lunar) объ­ек­тов – аб­ст­ракт­ных скульп­тур из разл. ма­те­риа­лов, под­све­чен­ных встро­ен­ны­ми в них лам­поч­ка­ми. В 1950 в Япо­нии на­ча­лось ком­мерч. про­из-во све­то­вых скульп­тур (т. н. Akari) и ке­ра­ми­ки по мо­де­лям Н. В 1951–52 по предложению Тан­гэ Кэнд­зо соз­дал 2 мос­та для Ме­мо­риа­ла Ми­ра в Хи­ро­си­ме.

И. Ногучи. «Красный куб» на площади перед зданием Marine Midland Bank в Нью-Йорке. Окрашенная сталь. 1968.

В 1950-х гг. Н. от­крыл для се­бя сад в ка­че­ст­ве уни­вер­саль­ной фор­мы ор­га­ни­за­ции гор. пуб­лич­но­го про­стран­ст­ва. Его про­ек­ты объ­е­ди­ня­ют в се­бе опыт япон. пес­ча­ных са­дов и са­дов кам­ней, инд. ас­тро­но­мич. са­дов, итал. ср.-век. и ре­нес­санс­ных пло­ща­дей. Круп­ней­шие осу­щест­в­лён­ные про­ек­ты в этой об­лас­ти: сад с фон­та­ном для изд-ва «Rea­der’s Digest» (1951) и сад (а так­же ме­мо­ри­аль­ная ком­на­та) в честь от­ца Н. в Ун-те Кэйо (1951–52, оба – в То­кио), сад «Се­мья» для кор­по­ра­ции «Connecti­cut Ge­neral Life Insurance Company» в Блум­фил­де (США, 1956–57), япон. сад для штаб-квар­ти­ры ЮНЕСКО в Па­ри­же (1956–58), бе­ло­мра­мор­ный сад для Б-ки Л. Бай­не­ке Йель­ско­го ун-та (1960–64), вод­ный сад, на­хо­дя­щий­ся ни­же уров­ня зем­ли на пло­ща­ди пе­ред зда­ни­ем Cha­se Manhattan Bank в Нью-Йор­ке (1961–64), Сад искусств Бил­ли Ро­уза для Из­ра­иль­ско­го му­зея в Ие­ру­са­ли­ме (1960–65), сад для ком­па­нии IBM близ Нью-Йор­ка, 1964, Сад и музей И. Ногучи на Лонг-Айленде в Нью-Йорке (1985). Н. про­ек­ти­ро­вал так­же дет­ские иг­ро­вые пло­щад­ки, фон­та­ны. Про­дол­жал соз­да­вать отд. стан­ко­вые и мо­ну­мен­таль­ные скульп­тур­ные про­из­ве­де­ния в ду­хе аб­ст­ракт­но­го экс­прес­сио­низ­ма из мра­мо­ра, ба­заль­та, гра­ни­та и др. ма­те­риа­лов («Крас­ный куб» на пло­ща­ди пе­ред зда­ни­ем Marine Midland Bank в Нью-Йор­ке, 1968).

Соч.: A sculptor’s world. L., 1967. Gött., 2004.

Лит.: Hunter S. I. Noguchi. L., 1979; Bot­nick D., Grove N. The sculpture of I. Noguchi, 1924–1979. N. Y., 1980; Grove N. I. Noguchi: a study of the sculpture. N. Y., 1985; Tracy R. Spaces of the mind: I. Noguchi’s dance designs. N. Y., 2000; Duus M. The life of I. Noguchi: a journey without borders. Princeton, 2004.

Вернуться к началу