Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЫНКУ́ШИ БРАНКУЗИ КОНСТАНТИН

Авторы: А. М. Муратов
К. Брынкуши. «Спящая муза». Бронза. 1910. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

БРЫНКУ́ШИ, Бран­ку­зи (рум. Brîncuşi, Brân­cuşi; франц. Brancusi) Кон­стан­тин (19.2.1876, с. Хо­би­ца, Ол­те­ния – 16.3.1957, Па­риж), рум. и франц. скульп­тор. Ро­дил­ся в кре­сть­ян­ской се­мье. Учил­ся в шко­ле ху­дож. ре­мё­сел в Край­о­ве (до 1898; ра­бо­тал так­же крас­но­де­рев­щи­ком) и в АХ в Бу­ха­ре­сте (1898–1902) у Д. Па­чу­ри и Й. Джор­дже­ску. С 1904 жил в Па­ри­же; за­ни­мал­ся в Шко­ле изящ­ных ис­кусств (1905–07) у А. Мер­сье, в 1907 – в мас­тер­ской О. Ро­де­на. Во­шёл в круг ху­дож­ни­ков па­риж­ской шко­лы, сбли­зил­ся с А. Ар­хи­пен­ко и А. Мо­диль­я­ни, раз­де­лив их ув­ле­че­ние афр. скульп­ту­рой и ар­хаи­кой. Ран­ние про­из­ве­де­ния Б. близ­ки ака­де­мич. тра­ди­ции и сти­лю мо­дерн («Мо­лит­ва», брон­за, 1907, Му­зей ис­кусств, Бу­ха­рест; «По­це­луй», ка­мень, 1908, Му­зей ис­кус­ст­ва, Фи­ла­дель­фия). Под влия­ни­ем ку­биз­ма, фи­ло­со­фии Пла­то­на и пи­фа­го­ре­из­ма вы­ра­бо­тал кон­цеп­цию ху­дож. фор­мы как «про­то­ти­па» («ар­хе­ти­па») – не­по­сред­ст­вен­но­го от­ра­же­ния выс­шей ре­аль­но­сти. Тя­го­тея к ла­ко­низ­му, цель­но­сти пе­ре­те­каю­щих замк­ну­тых объ­ё­мов, об­ра­тил­ся к аб­ст­рак­цио­низ­му и стал од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков аван­гар­диз­ма в скульп­ту­ре. Б. по­сто­ян­но варь­и­ро­вал ог­ра­ни­чен­ный круг тем (по­лёт, не­ве­со­мость, бес­ко­неч­ность, транс­цен­дент­ность и т. п.), соз­да­вая се­рии скульп­тур в твёр­дых ма­те­риа­лах (по­ли­ро­ван­ная брон­за, де­ре­во, мра­мор) – «Пти­ца в про­стран­ст­ве» (1910–1940-е гг.) и др. В 1937–38 по за­ка­зу рум. пра­ви­тель­ст­ва соз­дал ме­мо­ри­аль­ный ан­самбль в Тыр­гу-Жиу, по­свя­щён­ный пав­шим в 1-й ми­ро­вой вой­не, в ко­то­ром со­еди­нил мо­ти­вы ан­тич­но­го зод­че­ст­ва, рум. нар. иск-ва на ос­но­ве иде­аль­ной, пре­дель­но обоб­щён­ной фор­мы («Бес­ко­неч­ная ко­лон­на», по­зо­ло­чен­ная сталь, выс. 33 м; «Стол мол­ча­ния», «Вра­та по­це­луя», оба – ка­мень). Один из ве­ду­щих скульп­то­ров 20 в., Б. по­вли­ял на ар­хи­тек­то­ров и ху­дож­ни­ков раз­ных стран (А. Аал­то, Х. Арп, И. Но­гу­чи), на ста­нов­ле­ние не­опла­сти­циз­ма и ми­ни­ма­лиз­ма.

Лит.: Ци­галь В. К. Бран­ку­си // Твор­че­ст­во. 1968. № 8; Bach F. T. C. Brancusi. Kö ln, 1987; Kle­in I. Brancusi. Natur, Struktur, Skul­ptur, Ar­chi­tektur. Köln, 1994. Bd 1–2; Miller S. C. Bran­cusi: a survey of Brancusi’s work. Oxf.; N. Y., 1994; Balas E. Brancusi and Rumanian folk traditions. Pittsburgh, 2006.

Вернуться к началу