БРЫНКУ́ШИ БРАНКУЗИ КОНСТАНТИН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРЫНКУ́ШИ, Бранкузи (рум. Brîncuşi, Brâncuşi; франц. Brancusi) Константин (19.2.1876, с. Хобица, Олтения – 16.3.1957, Париж), рум. и франц. скульптор. Родился в крестьянской семье. Учился в школе худож. ремёсел в Крайове (до 1898; работал также краснодеревщиком) и в АХ в Бухаресте (1898–1902) у Д. Пачури и Й. Джорджеску. С 1904 жил в Париже; занимался в Школе изящных искусств (1905–07) у А. Мерсье, в 1907 – в мастерской О. Родена. Вошёл в круг художников парижской школы, сблизился с А. Архипенко и А. Модильяни, разделив их увлечение афр. скульптурой и архаикой. Ранние произведения Б. близки академич. традиции и стилю модерн («Молитва», бронза, 1907, Музей искусств, Бухарест; «Поцелуй», камень, 1908, Музей искусства, Филадельфия). Под влиянием кубизма, философии Платона и пифагореизма выработал концепцию худож. формы как «прототипа» («архетипа») – непосредственного отражения высшей реальности. Тяготея к лаконизму, цельности перетекающих замкнутых объёмов, обратился к абстракционизму и стал одним из основоположников авангардизма в скульптуре. Б. постоянно варьировал ограниченный круг тем (полёт, невесомость, бесконечность, трансцендентность и т. п.), создавая серии скульптур в твёрдых материалах (полированная бронза, дерево, мрамор) – «Птица в пространстве» (1910–1940-е гг.) и др. В 1937–38 по заказу рум. правительства создал мемориальный ансамбль в Тыргу-Жиу, посвящённый павшим в 1-й мировой войне, в котором соединил мотивы античного зодчества, рум. нар. иск-ва на основе идеальной, предельно обобщённой формы («Бесконечная колонна», позолоченная сталь, выс. 33 м; «Стол молчания», «Врата поцелуя», оба – камень). Один из ведущих скульпторов 20 в., Б. повлиял на архитекторов и художников разных стран (А. Аалто, Х. Арп, И. Ногучи), на становление неопластицизма и минимализма.