АРХИ́ПЕНКО АЛЕКСАНДР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРХИ́ПЕНКО (Archipenko) Александр (30. 5.1887, Киев – 25.2.1964, Нью-Йорк), укр. и амер. скульптор. Сын проф. Киевского ун-та. Учился в Киевском худож. уч-ще (1902–05). С 1908 жил в Париже, где самостоятельно (вместе с А. Модильяни) изучал в музеях скульптуру Древней Греции, франц. готики, также доколумбовой Америки, Египта, Ассирии и т. д.; одновременно увлёкся новейшими течениями совр. иск-ва. В 1908–12 создал ряд стилизованных произведений из бронзы и мрамора, в которых сказалось изучение архаики («Адам и Ева», 1909; «Женщина с кошкой», 1911, Худож. музей, Дюссельдорф, и др.). Один из ведущих мастеров авангардизма, А. под влиянием иск-ва П. Пикассо, Ж. Брака и У. Боччони с 1912 начал разрабатывать концепцию трёхмерного кубизма – «Женщина, укладывающая волосы» (Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), «Боксёры» (Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк; обе 1914), серия скульптур «Медрано» и др. В 1912–20 участвовал в разл. парижских выставках, в т. ч. группы «Золотое сечение». Обращался к новым, нетрадиц. материалам и техникам (стекло, плексиглас, целуллоид, проволока; коллаж, полихромия), в 1914 пришёл к «скульптуро-живописи» – сочетанию объёма и полихромного рельефа («Испанка», 1916; «Натюрморт с вазой», 1918). Впервые использовал сквозные отверстия и ниши в качестве пластически выразительного элемента скульптуры (это открытие впоследствии широко применяли О. Цадкин, Г. Мур). В 1918–19 создал серию вазоподобных антропоморфных скульптур («Стоящая фигура», 1916, и др.). В 1921–23 жил в Берлине; в 1923 переехал в Нью-Йорк. В 1924–28 изобрёл т. н. архипентуру (вид «подвижной живописи»). В 1930–40-е гг. эволюционировал в сторону классицизирующего натурализма; исполнил ряд скульптур в бронзе, мраморе и керамике (портреты Т. Шевченко, Т. Уайлдера, В. Фуртвенглера; «Диана», «Меланхолия» и др.). С 1946 создавал освещённые изнутри конструкции из плексигласа (т. н. светомодуляторы); экспериментировал в области «звуковой скульптуры». Среди последних работ – бронзовые скульптуры на библейские темы и серия цветных абстрактных литографий «Живые формы» (1960-е гг.). Преподавал с 1912, в т. ч. в собств. студиях и школах, также в амер. университетах и институтах искусств.