Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРХИ́ПЕНКО АЛЕКСАНДР

Авторы: А. М. Муратов
А. Архипенко. «Карусель Пьеро». 1913. Раскрашенный гипс. Музей Гуггенхейма (Нью-Йорк).

АРХИ́ПЕНКО (Archipenko) Алек­сандр (30. 5.1887, Ки­ев – 25.2.1964, Нью-Йорк), укр. и амер. скульп­тор. Сын проф. Ки­ев­ско­го ун-та. Учил­ся в Ки­ев­ском ху­дож. уч-ще (1902–05). С 1908 жил в Па­ри­же, где са­мо­стоя­тель­но (вме­сте с А. Мо­диль­я­ни) изу­чал в му­зе­ях скульп­ту­ру Древ­ней Гре­ции, франц. го­ти­ки, так­же до­ко­лум­бо­вой Аме­ри­ки, Егип­та, Ас­си­рии и т. д.; од­но­вре­мен­но ув­лёк­ся но­вей­ши­ми те­че­ния­ми совр. иск-ва. В 1908–12 соз­дал ряд сти­ли­зо­ван­ных про­из­ве­де­ний из брон­зы и мра­мо­ра, в ко­то­рых ска­за­лось изу­че­ние ар­хаи­ки («Адам и Ева», 1909; «Жен­щи­на с кош­кой», 1911, Ху­дож. му­зей, Дюс­сель­дорф, и др.). Один из ве­ду­щих мас­те­ров аван­гар­диз­ма, А. под влия­ни­ем иск-ва П. Пи­кас­со, Ж. Бра­ка и У. Боч­чо­ни с 1912 на­чал раз­ра­ба­ты­вать кон­цеп­цию трёх­мер­но­го ку­биз­ма – «Жен­щи­на, ук­ла­ды­ваю­щая во­ло­сы» (Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк), «Бок­сё­ры» (Му­зей Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк; обе 1914), се­рия скульп­тур «Мед­ра­но» и др. В 1912–20 уча­ство­вал в разл. па­риж­ских вы­став­ках, в т. ч. груп­пы «Зо­ло­тое се­че­ние». Об­ра­щал­ся к но­вым, не­тра­диц. ма­те­риа­лам и тех­ни­кам (стек­ло, плек­си­глас, це­лул­ло­ид, про­во­ло­ка; кол­лаж, по­ли­хро­мия), в 1914 при­шёл к «скульп­ту­ро-жи­во­пи­си» – со­че­та­нию объ­ё­ма и по­ли­хром­но­го рель­е­фа («Ис­пан­ка», 1916; «На­тюр­морт с ва­зой», 1918). Впер­вые ис­поль­зо­вал сквоз­ные от­вер­стия и ни­ши в ка­че­ст­ве пла­сти­че­ски вы­ра­зи­тель­но­го эле­мен­та скульп­ту­ры (это от­кры­тие впо­след­ст­вии ши­ро­ко при­ме­ня­ли О. Цад­кин, Г. Мур). В 1918–19 соз­дал се­рию ва­зо­по­доб­ных ан­тро­по­морф­ных скульп­тур («Стоя­щая фи­гу­ра», 1916, и др.). В 1921–23 жил в Бер­ли­не; в 1923 пе­ре­ехал в Нью-Йорк. В 1924–28 изо­брёл т. н. ар­хи­пен­ту­ру (вид «под­виж­ной жи­во­пи­си»). В 1930–40-е гг. эво­лю­цио­ни­ро­вал в сто­ро­ну клас­си­ци­зи­рую­ще­го на­ту­ра­лиз­ма; ис­пол­нил ряд скульп­тур в брон­зе, мра­мо­ре и ке­ра­ми­ке (порт­ре­ты Т. Шев­чен­ко, Т. Уайл­де­ра, В. Фурт­венг­ле­ра; «Диа­на», «Ме­лан­хо­лия» и др.). С 1946 соз­да­вал ос­ве­щён­ные из­нут­ри кон­ст­рук­ции из плек­си­гласа (т. н. све­то­мо­ду­ля­то­ры); экс­перимен­ти­ро­вал в об­лас­ти «зву­ко­вой скульп­ту­ры». Сре­ди по­след­них ра­бот – брон­зо­вые скульп­ту­ры на биб­лей­ские те­мы и се­рия цвет­ных аб­ст­ракт­ных ли­то­гра­фий «Жи­вые фор­мы» (1960-е гг.). Пре­по­да­вал с 1912, в т. ч. в собств. сту­ди­ях и шко­лах, так­же в амер. уни­вер­си­те­тах и ин­сти­ту­тах ис­кусств.

Соч.: Fifty crea­tive years, 1908–1958. N. Y., 1960; Ар­хи­пен­ту­ра // К ис­то­рии ме­ж­ду­на­род­ных свя­зей Го­су­дар­ст­вен­но­го му­зея но­во­го за­пад­но­го ис­кус­ст­ва (1922–1939) / Авт.-сост. Н. В. Явор­ская. М., 1978.

Лит.: Hil­de­brandt H. A. Ar­chipenko. B., 1923; Kar­shan D. H. Ar­chipenko: sculp­ture, dra­wings, and prints, 1908–1964. Dan­ville, 1985; Mi­chael­sen K. J., Gu­ral­nik N. A. Ar­chipenko: a cen­ten­nial trib­ute. Wash., 1986.

Вернуться к началу