МУР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУР (Moore) Генри (Генри Спенсер) (30.7.1898, Каслфорд, графство Йоркшир – 31.8.1986, Перри-Грин, близ Мач-Хедема, графство Хартфордшир), англ. скульптор и график. Родился в шахтёрской семье. С 17 лет начал преподавать в местной школе. В 1917 был призван в армию и в боях при Камбре получил отравление газами. Учился в Худож. колледже в Лидсе (1919–21) и Королевском колледже искусств в Лондоне (1921–24); в 1924–31 преподавал там же, в 1932–39 возглавлял скульптурное отделение Школы искусств в Челси (Лондон).
Творч. индивидуальность М. сложилась под влиянием пластики Древнего мира, стран Африки и Океании, которую он в студенч. годы изучал в Британском музее. В 1923 посетил Париж, в 1926 путешествовал по Франции и Италии. Увлечение парижского авангарда иск-вом примитива укрепило его уверенность в правильности избранного пути; значит. влияние оказало на М. также творчество Дж. Эпстейна, рано погибшего скульптора Г. Годье-Бжеска, П. Пикассо, Х. Арпа и А. Джакометти. В ранних скульптурах М. сознательно стилизует пластич. язык иск-ва архаики, доколумбовой Америки, итал. Проторенессанса («Голова девушки», 1922, «Мать и дитя», 1924–25; обе – Гор. худож. галерея, Манчестер; «Маска», 1929, Худож. галерея, Лидс). В 1930-е гг. он находит собств. образный мир, опирающийся на широкий спектр искусственных и естеств. форм: архаич. и классич. скульптуры, менгиров, валунов, подводного органич. мира, костей, раковин и т. п. Формосозидание мыслится им как процесс, уходящий корнями в глубины истории Земли; при таком подходе нет принципиальной разницы между классич. мимесисом и абстракцией, ибо сознательная деятельность человека лишь продолжает стихийное творчество природы. В «абстрактных» скульптурах М. угадывается не только затаившийся в них «свёрнутый» образ, но и сами природные формы, их силовые напряжения («Композиция», 1931, «Изваяние», ок. 1936; обе – фонд Г. Мура, Мач-Хедем); некоторые работы близки сюрреализму («Две фигуры», 1934, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). М. создаёт «вдавленные» формы со сквозными проёмами, объёмы, расколотые на неск. частей, фигуры, прорастающие одна в другую, «сдвоенные» формы и т. д.
В начале войны М. в качестве офиц. воен. художника создал серии зарисовок (цветные карандаши, мел, тушь, акварель, 1940–41) лондонского метро и бомбоубежищ – экспрессивные образы людей, загнанных в узкие тоннели, сгрудившихся в беспомощных позах во мраке подземелья. Эти рисунки отличаются красотой колорита и фактуры, тонкой моделировкой светлых, почти прозрачных фигур. В серии, посвящённой шахтёрам (1942), фигуры также уподобляются теням, блуждающим в темноте преисподней. В 1940 лондонская мастерская М. пострадала во время бомбардировки; он приобрёл старый фермерский дом «Хоглендс» в дер. Перри-Грин, который стал местом его постоянного жительства. Здесь М. построил неск. мастерских, а в саду и на близлежащих территориях устанавливал свои скульптуры.
Возрождая монументальную пластику, органично врастающую в природную, архит. и гор. среду, М. использовал разл. техники, материалы и приёмы – прямую рубку в дереве и камне, отливку в бронзе, свинце или бетоне. Для ц. Св. Матфея в Нортгемптоне создал статую «Мадонна с Младенцем» (1943–44), в которой, опираясь на формы романской пластики, выразил идею вечности в мощных, незыблемых каменных массах. В «Семейной группе» (1944–49), первоначально предназначавшейся для двора спроектированной В. Гропиусом эксперим. школы близ Кембриджа, камерный сюжет обретает монументальность в могучих, монолитных формах (группа была повторена в 5 экз., в т. ч. в лондонской галерее Тейт, перед Музеем совр. иск-ва в Нью-Йорке, в саду загородного дома Н. Рокфеллера). Выполняя авторские копии, М. стремился обеспечить своим скульптурам разный контекст, поскольку их «геологические» формы не только естественно вписываются в ландшафт, но и притягивают к себе природное окружение, образуя с ним неповторимое единство. Бронзовая группа «Король и королева» (1952–53), установленная в Шотландии близ Дамфриса, словно вырастает из холма, наподобие обнажившихся выветренных скал; тонкие фигуры с вогнутыми формами и дырами глазниц ассоциируются также с изваяниями древних цивилизаций.
Монументальный ансамбль перед зданием «Тайм-Лайф» в Лондоне (1952–1953) решён в соответствии с духом архитектурно организованной гор. среды: в проёмы каменной балюстрады встроены сложные пластич. формы, напоминающие древние криптограммы; расположенная на террасе полулежащая женская фигура вызывает реминисценции античной пластики. Мотивы фронтонов и метоп храма Зевса в Олимпии вдохновили М. на создание серии фигур воинов, упавших или сидящих с выставленным вперёд щитом. Композиц. идея лежащей фигуры разрабатывалась им в разных вариантах – от компактных, плотно сомкнутых объёмов каменного блока до полуабстрактных, свободно текущих форм. В работах второго типа просветы, образуемые сгибами рук и ног, дополняются округлыми отверстиями в корпусе, благодаря чему возникают «решётчатые» структуры, в которых формы человеческого тела сближаются с гибкими очертаниями природных форм – переплетениями ветвей и т. п. «Пейзажный» характер таких фигур ярко проявляется в естеств. ландшафте, где световоздушные потоки свободно взаимодействуют со сквозными формами пластики («Лежащая обнажённая», 1951, на территории Музея совр. иск-ва в Эдинбурге). В т. н. струнных скульптурах натянутые между выступающими объёмами струны наглядно выявляют противоборство разнонаправленных сил («Струнная скульптура. Мать и дитя», 1938, «Корзина для птиц», 1939; обе – фонд Г. Мура; «Невеста», 1939–40, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк).
Пластич. тема фигуры, пронзающей пространство, развивается М. в «сдвоенных» формах (внутр. и внешней). Так, в начатой во время войны серии «Шлемы» внешняя форма уподобляется панцирю, рыцарским доспехам, скрывающим грозный лик воителя («Шлем», 1939–40, «Голова-шлем № 1», 1950; обе – фонд Г. Мура; «Голова-шлем № 2», 1950, Гос. худож. галерея, Штутгарт). В дальнейшем мотив ядра-оболочки нередко ассоциируется с бутоном, почкой дерева, коконом, раковиной («Внутренняя и внешняя вертикальные формы», 1953–1954, Худож. галерея Олбрайт-Нокс, Буффало). В «разорванных» фигурах М. максимально приближается к первозданным формам ландшафта и древних мегалитич. сооружений («Трёхчастная лежащая фигура № 1», 1961–62, фонд Г. Мура; «Лежащая фигура», 1963–65, Линкольн-центр, Нью-Йорк). К этим «расщеплённым» формам примыкают скульптуры мощных объёмов, стоящие без пьедестала и уподобленные обнажившемуся остову земли («Вертикальный мотив № 1. Крест», 1955–56, близ Дамфриса; «Две крупные формы», 1966–69, перед зданием Худож. галереи Онтарио в Торонто; «Арка», 1969, Кенсингтон-гарденс в Лондоне). К числу наиболее известных монументов М. относятся «Лежащая фигура» перед зданием ЮНЕСКО в Париже (1957–58), «Энергия атома» в кампусе Чикагского ун-та (1964–66), композиция «Холмистые арки» перед ц. Карлскирхе в Вене (1973).
М. занимался также печатной графикой (с 1931): серия «Стонхендж», иллюстрации к «Поэмам» У. Х. Одена (все 1973) и др. В 1974 открыт Центр скульптур М. в Худож. галерее Онтарио в Торонто; в 1977 в Мач-Хедеме основан фонд М. со значит. коллекцией его произведений.