ПРИМИТИ́В
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРИМИТИ́В (от лат. primitivus – первый в своём роде, самый ранний) в искусстве, в традиц. (устаревшем) значении термина – памятник искусства, относящийся к раннему этапу его развития, предшествующему стадии зрелости и формирования идеала, не обладающий «эталонными» качествами. Интерес к П. и его особым достоинствам (худож. цельность и простота, свежесть наблюдений и образов) сложился в 18–19 вв. в результате противопоставления «наивных», «младенческих» ступеней эволюции иск-ва (к ним были причислены итал., флам., нем. и др. художники до 16 в., а также греч. архаика и иск-во этрусков, а затем вообще ранние стадии иск-ва каждого народа и первобытное искусство) «зрелому», «совершенному» иск-ву (др.-греч. классика, европ. Высокое Возрождение).
В совр. искусствознании термин «П.» в целом утратил оценочный оттенок; в кон. 19–20 вв. он получил расширит. истолкование. П. стали именовать иск-во самоучек (см. Наивное искусство) и любителей («искусство воскресного дня»). Эта обширная область худож. творчества, отличная от нар. иск-ва с его глубокими традициями и от «учёного» иск-ва с его проф. школой, включает бытовой портрет, пейзаж и др. жанры. Работы «наивных» художников, не получивших проф. образования [напр., крепостных живописцев в России, позднее – А. Руссо, К. Бомбуа во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, И. Генералича, Ф. Мраза в Хорватии, Х. Пиппина, А. М. Мозес («Бабушка Мозес») в США и др.], благодаря яркой самобытности образов и выразит. средств заняли видное место в худож. культуре своего времени и заметно повлияли на её развитие. П. (в широком значении слова) повлиял на сложение примитивизма в проф. иск-ве 20 – нач. 21 вв.