Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРИМИТИ́В

ПРИМИТИ́В (от лат. primitivus – пер­вый в сво­ём ро­де, са­мый ран­ний) в ис­кус­стве, в тра­диц. (ус­та­рев­шем) зна­че­нии тер­ми­на – па­мят­ник ис­кус­ст­ва, от­но­ся­щий­ся к ран­не­му эта­пу его раз­ви­тия, пред­ше­ст­вую­ще­му ста­дии зре­ло­сти и фор­ми­ро­ва­ния идеа­ла, не об­ла­даю­щий «эта­лон­ны­ми» ка­че­ст­ва­ми. Ин­те­рес к П. и его осо­бым дос­то­ин­ст­вам (ху­дож. цель­ность и про­сто­та, све­жесть на­блю­де­ний и об­ра­зов) сло­жил­ся в 18–19 вв. в ре­зуль­та­те про­ти­во­пос­тав­ле­ния «на­ив­ных», «мла­ден­че­ских» сту­пе­ней эво­лю­ции иск-ва (к ним бы­ли при­чис­ле­ны итал., флам., нем. и др. ху­дожни­ки до 16 в., а так­же греч. ар­хаи­ка и иск-во эт­ру­сков, а за­тем во­об­ще ран­ние ста­дии иск-ва ка­ж­дого на­ро­да и пер­во­быт­ное ис­кус­ст­во) «зре­ло­му», «со­вер­шен­но­му» иск-ву (др.-греч. клас­си­ка, ев­роп. Вы­со­кое Воз­ро­ж­де­ние).

В совр. ис­кус­ст­во­зна­нии тер­мин «П.» в це­лом ут­ра­тил оце­ноч­ный от­те­нок; в кон. 19–20 вв. он по­лу­чил рас­ши­рит. ис­тол­ко­ва­ние. П. ста­ли име­но­вать иск-во са­мо­учек (см. На­ив­ное ис­кус­ст­во) и лю­би­те­лей («ис­кус­ст­во вос­крес­но­го дня»). Эта об­шир­ная об­ласть ху­дож. твор­че­ст­ва, от­лич­ная от нар. иск-ва с его глу­бо­ки­ми тра­ди­ция­ми и от «учё­но­го» иск-ва с его проф. шко­лой, вклю­ча­ет бы­то­вой порт­рет, пей­заж и др. жан­ры. Ра­бо­ты «на­ив­ных» ху­дож­ни­ков, не по­лу­чив­ших проф. об­ра­зо­ва­ния [напр., кре­по­ст­ных жи­во­пис­цев в Рос­сии, позд­нее – А. Рус­со, К. Бом­буа во Фран­ции, Н. Пи­рос­ма­на­шви­ли в Гру­зии, И. Ге­не­ра­ли­ча, Ф. Мра­за в Хор­ва­тии, Х. Пип­пи­на, А. М. Мо­зес («Ба­буш­ка Мо­зес») в США и др.], бла­го­да­ря яр­кой са­мо­быт­но­сти об­ра­зов и вы­ра­зит. средств за­ня­ли вид­ное ме­сто в ху­дож. куль­ту­ре сво­его вре­ме­ни и за­мет­но по­влия­ли на её раз­ви­тие. П. (в ши­ро­ком зна­че­нии сло­ва) по­вли­ял на сло­же­ние при­ми­ти­виз­ма в проф. иск-ве 20 – нач. 21 вв.

Вернуться к началу