ПЕРВОБЫ́ТНОЕ ИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРВОБЫ́ТНОЕ ИСКУ́ССТВО, в широком смысле – искусство обществ, находящихся на стадии догосударственного и дописьменного развития; в узком смысле – искусство каменного века или развивающееся изолированно от центров цивилизаций. Иногда П. и. включают в рамки понятия «традиционное народное иск-во». Есть точка зрения, что П. и. не может рассматриваться как иск-во, предлагается употреблять термин «изобразительная деятельность». Во многих работах П. и., наоборот, не выделяется как специфич. феномен, а его памятники называют по эпохам и регионам.
Открытие первобытного искусства
Впервые памятник иск-ва палеолита (изображение ланей, выгравированное на кости оленя) был открыт в 1834, во время любительских раскопок в гроте Шаффо (Франция). Однако возраст находки был поставлен под сомнение, и в науч. оборот её ввели в 1887. Наличие худож. творчества в палеолите начали признавать после того, как при раскопках Э. Ларте и Г. Кристи в Ла-Мадлен (1864) найдено выгравированное на бивне изображение мамонта. Однако фигурам и знакам, обнаруженным в Ньо (1864), не придавалось значения, а росписи, открытые в Альтамире (1879), на Междунар. конгрессе антропологов и археологов в Лиссабоне (1880) были признаны подделкой. Причина такого отношения к находкам – в господствовавших эволюционистских представлениях о людях каменного века как о примитивных существах, не способных к худож. творчеству. Окончательное признание иск-ва палеолита произошло после открытия в 1901 Д. Пейрони, Л. Капитаном, А. Брёйлем гравиров. рисунков в Комбарель и живописи в Фон-де-Гом.
Проблема происхождения искусства
Эта проблема начала обсуждаться до открытий памятников палеолитич. худож. творчества. В рамках «теории игры», основанной на эстетич. концепциях И. Канта и Ф. Шиллера, развивался отражающий дух романтизма тезис о том, что иск-во возникло как результат эстетич. творческого побуждения человека к свободе от сил и законов природы и общества. В дальнейшем тезис о врождённом стремлении человека к худож. творчеству оставался одним из основных в ряде теорий (К. Бюхер, франц. исследователь Ж. А. Люке, франц. историк первобытности Л. Р. Нужье и др.). Широкое признание получила точка зрения о связи П. и. с магией, особенно после работы франц. археолога С. Рейнака о всеобщей истории пластич. искусств (1904).
По мере накопления фактич. материала встал вопрос о генезисе иск-ва. В сер. 19 в. Ж. Буше де Перт выдвинул гипотезу «простого этапа», согласно которой человек первоначально подмечал сходство некоторых природных объектов (камней, рельефа пещерных стен и т. п.) с животными и человеком, затем начал доделывать естественные модели, приближая к образам, которые существовали в его сознании, потом приступил к самостоят. худож. творчеству. Франц. археолог Э. Пьетт считал скульптуру наиболее простой и древнейшей формой изображений, возникшей в результате подражания человека природным образцам. В нач. 20 в. А. Брёйль выделил изображения, которые могли быть отправной точкой в процессе возникновения первых памятников иск-ва: «макароны», или «меандры» (группы параллельных волнистых линий, прочерченных по глине пальцами или нанесённых на поверхность скалы зубчатым инструментом); силуэты кистей рук, выполненные как позитивное или негативное (напр., оттиск) изображение, а также контурной обводкой. Во 2-й пол. 20 в. А. Леруа-Гуран в созданной им схеме стилистич. эволюции европ. иск-ва верхнего палеолита выделил начальный этап (стиль I), характеризовавшийся отд. знаками и отсутствием сюжетных изображений. Однако открытие в Шове рисунков эпохи Ориньяк поставило под сомнение эти и др. эволюционистские теории.
Среди отеч. исследователей наиболее развёрнутые концепции возникновения иск-ва сформулированы А. П. Окладниковым и А. Д. Столяром, исходившими из положения, что иск-ву верхнего палеолита должен предшествовать этап символич. деятельности неандертальца и даже архантропов. Древнейшим проявлением изобразит. творчества на рубеже среднего и верхнего палеолита, по Столяру, были «натуральные макеты» животных – естественные (напр., сталагмит в пещерах Базуа, Италия) и искусственные (напр., лепные в Монтеспан и Пеш-Мерль, Франция) основы, которые покрывались шкурами пещерного медведя. В совр. исследованиях эти памятники относят к значительно более позднему времени, к эпохе Мадлен, что ставит высказанное суждение под сомнение.
Совр. знания о хронологии пещерного иск-ва и иск-ва малых форм опираются на радиоуглеродные даты, в т. ч. полученные по пигменту росписей (AMS 14C). Новые находки показали, что древнейшие памятники П. и. демонстрируют отличное знание натуры, развитые худож. образы, сложившиеся навыки работы краской, сложные композиционные решения. Открытия природных объектов, напоминающих человеческие фигуры и подработанных древними людьми в Ашеле (стоянка Берехат-Рам, Голанские высоты, Палестина, 1981; Тан-Тан), вновь делают актуальными гипотезы Ж. Буше де Перта и Э. Пьетта. Однако проблема возникновения иск-ва остаётся открытой.
Большинство древнейших памятников П. и. обнаружено на севере Евразии, гл. обр. в Зап. Европе, с макс. концентрацией (особенно живописи) в т. н. франко-кантабрийском районе (юго-запад Франции, север Испании).
Общая характеристика первобытного искусства
Памятники П. и. известны по образцам, выполненным на твёрдых, сохраняющихся до наших дней материалах. Изображения на поверхности камня представлены графикой (в т. ч. петроглифы) и живописью (см. Роспись наскальная), которая сохранилась только в пещерах. Это позволяет разделять наскальные памятники палеолитич. иск-ва на освещённые (располагавшиеся на открытых поверхностях; напр., Фош-Коа) и находящиеся в темноте пещер, для осмотра и создания которых требовались искусств. источники света. С палеолита известны композиции; некоторым из них присуще сложное решение (напр., изображения животных из Шове). Цветовая палитра исчерпывается, как правило, красным, чёрным, жёлтым цветами, реже используется белый. Связующее в красках не применяется, но они являются специально приготовленными составами. Уже в палеолите были известны наложение цветов (напр., в Альтамире), техника передачи объёма при помощи полутонов, однако даже в полихромных изображениях графич. линия сохраняет важное значение. Своеобразны процарапанные по глинистым натёкам на стенах извилистые линии, изредка образующие фигуративные образы, а также изображения животных, прочерченные и вылепленные из глины на полу пещер (напр., бизоны из Ньо и Тюк-д’Одубер). Графика преобладает и среди изображений на кости и небольших камнях. Древнейшая скульптура представлена мелкой пластикой из бивня, кости, глины, камня, а также барельефами, которые в осн. высекались на скальных поверхностях.
Среди палеолитич. фигуративных изображений доминируют образы быков, бизонов, лошадей, оленей, мамонтов, носорогов, медведей, львов (птиц и рыб мало). Изображений человека известно намного меньше; преобладают женские образы, особенно в мелкой пластике («Венеры палеолита»). Фигура человека может иметь зооморфные (напр., «колдун» из Трёх братьев пещеры), в т. ч. орнитоморфные (напр., «женщины-птицы» в Мезине, Альтамире, мужчины с птичьей головой в Ласко), элементы; есть стилизов. изображения женского тела (т. н. клавиформы). Наряду с фигуративными изображениями, существовали знаки, ряд из них интерпретируют как символы женских половых органов, солнца, луны, природных явлений и т. д. Древнейшие орнаменты (полосы, спирали, растит. мотивы), как правило, образованы ритмично повторяющимися линиями, ямками, окружностями и т. п. В мезолите и неолите изображения людей и животных делаются более схематичными, меняются стилистика и принципы организации композиций, более разнообразными становятся орнаменты.
Нет сомнений, что П. и. не были чужды музыка, танцы, о чём свидетельствуют, напр., находки костяных флейт, древнейшие из которых датируются средним палеолитом (напр., Молодова). В неолите появляется архитектура (ряд поселений Плодородного полумесяца; см. также Мегалит, Мегалитические культуры).
Включённость произведений П. и. в религ. ритуалы уже в палеолите подтверждается расположением памятников в труднодоступных местах пещер, нанесением на изображения «ран», захоронением статуэток в спец. ямах и т. п. Возможно, уже палеолитич. сюжетные композиции связаны с мифами.
См. также характеристику иск-ва в статьях Палеолит, Мезолит, Неолит, Энеолит.