НЕОЛИ́Т
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОЛИ́Т, новый каменный век (от нео... и греч. λίθος – камень), завершающий период каменного века. Как правило, сменяет мезолит. Окончание Н. и всего каменного века соотносят с началом систематич. использования металла (см. также Энеолит). Мн. культуры Н. продолжают существовать до бронзового, а отдельные и до железного века.
Термин введён Дж. Леббоком в 1865 для обозначения периода, когда в Европе появились шлифов. каменные орудия («век шлифованного или полированного камня»). Позднее к характеристикам Н. добавили наличие керамич. посуды, ткачества, техник пиления и сверления камня. Однако вскоре были сформулированы и оговорки, напр., что наличие шлифов. и полиров. орудий или керамики не всегда является обязат. признаком Н. В сер. 20 в. Г. Чайлд предложил считать важнейшей чертой Н. наличие производящего хозяйства (земледелие и скотоводство), переход к которому от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) он назвал Неолитической революцией. Однако позднее было показано, что и такой подход не всегда правомерен, поскольку во многих регионах мира переход к производящей экономике совершился значительно позднее, уже в эпоху металла, или вообще не наступил. В совр. работах признаки, историч. содержание понятия «Н.» для разных регионов неодинаковы.
Во многих регионах мира наступление Н. было обусловлено климатич. закономерностями, в т. ч. глобальным потеплением, таянием ледников и разрушением ледниковых покровов. Географич. зональность постепенно смещалась к северу, наиболее явно в атлантическом периоде голоцена (6–3-е тыс. до н. э.). На Ближнем Востоке начало Н. относится к 10–9-му тыс., на востоке и юго-востоке Азии – к 9-му тыс., в Центр. и Юж. Америке – к 8–7-му тыс., в Юж. Европе и Ср. Азии – к 7-му тыс., в Северной Африке – к 6-му тыс., в лесной зоне Евразии – к кон. 6-го или 5-му тыс., в отд. районах Крайнего Севера – между 4-м и 2-м тыс. В голоцене периодически случались похолодания, самое сильное из которых началось ок. 6400–6200 и продолжалось 200–400 лет (по др. оценкам, ок. 8000–7500 до н. э.). С ним связывают длительное запустение ряда территорий, в т. ч. исчезновение ряда ранних культур Н. (в частности, докерамич. Н.) на Ближнем Востоке.
В Вост. Азии большую роль играли геоморфологич. процессы, с которыми связано изменение уровня моря. Это, наряду с наносами р. Хуанхэ, привело к образованию одной из наиболее плодородных областей региона – Великой Китайской равнины. Здесь в позднем Н. сложилась новая зона аграрных культур, оказавшаяся наиболее перспективной с точки зрения дальнейшей истории Китая, подобно Месопотамской низменности и долине Нила на Ближнем Востоке.
В исследовании одного из важнейших достижений Н. – становления производящего хозяйства – основополагающее значение имеют труды Н. И. Вавилова, выделившего к кон. 1920-х гг. неск. центров возникновения земледелия (о совр. взглядах см. в ст. Земледелие, раздел Историческая справка). С ними нередко связаны очаги доместикации животных (см. в ст. Животноводство, раздел Историческая справка). Один из древнейших очагов земледелия появился в 12–8-м тыс. до н. э. на Ближнем Востоке, в Плодородном полумесяце. На северо-востоке Африки наиболее ранние свидетельства земледелия, вероятно, связаны с ближневосточным очагом; их датируют ок. 2-й пол. 6-го тыс. От ближневосточного очага через Юго-Зап. Анатолию и Балканский п-ов (на территории Греции – не ранее 7-го тыс.) нововведения Н. попадают в др. регионы Европы. Два самостоят. («первичных») очага традиционно выделяют на востоке Азии, в бассейнах Хуайхэ, Янцзы, Сицзяна (с 9-го тыс.) и в бассейне среднего течения Хуанхэ. Два первичных очага выделяют и в Новом Свете, в Центр. Андах и Мезоамерике (с 8–7-го тыс. до н. э.). Остальные очаги сложились много позднее (и, как правило, имели сравнительно небольшую зону влияния) или производны от первичных («вторичные»).
Распространение керамики далеко не всегда связано с производящим хозяйством. Известны случаи, когда она появляется в обиходе значительно раньше (см. в ст. Керамика, раздел Исторический очерк). Такие культуры в ряде зарубежных науч. школ называют протонеолитическими, хотя этот термин иногда используется и шире – для обозначения начальных этапов Н., когда не сформировался осн. комплекс черт, показательных для Н. региона. На Ближнем Востоке, в Юж. Европе выделяют культуры докерамического Н. (Pre-Pottery Neolithic, PPN). Их носители в разной степени освоили земледелие и животноводство, но не изготовляли керамич. сосуды (были распространены сосуды из камня и, вероятно, из органич. и др. материалов), хотя глина широко использовалась в строительстве, при изготовлении статуэток и т. д. Иногда этот термин используют и для культур некоторых др. регионов. Культуры Юж., Зап., Центр. Европы, в которых от соседей-земледельцев распространилась керамика, но это не повлияло на основы хозяйства, называют субнеолитическими. В культурах Сев. Евразии присутствуют мн. черты, показательные для Н. (орудийный комплекс, керамика и др.), но распространение производящего хозяйства произошло намного позднее. В отечественной и ряде др. науч. школ их относят к Н., не применяя термин «субнеолит».
Осн. сырьём для изготовления орудий в Н. по-прежнему был кремень; развивались техники оббивки, скалывания, особенно высокого уровня развития достигла отжимная ретушь. Широко распространилась пилка и шлифовка каменных изделий, в ряде регионов – их сверление, полировка и т. п. Известны огромные мастерские, в которых изготавливали кремнёвые орудия, распространявшиеся очень широко. Начали разрабатывать месторождения кремня (в т. ч. с помощью шахт), обсидиана, сланца (в Фенноскандии, где не было кремня). Расширился ассортимент используемых пород камня разной степени твёрдости, включая редкие, напр. яшма и горный хрусталь на Юж. Урале. Из камня делались мн. орудия, связанные с земледелием, – песты, ступки, зернотёрки, серпы, мотыги. При обработке древесины применялись каменные топоры, тёсла, долота, свёрла. Более разнообразными стали наконечники стрел, в т. ч. в зависимости от рода дичи, для которой они предназначались. Мотыги, орудия для выделки кож, прядения, ткачества и др. изготовлялись также и из кости или рога. Серпы и некоторые др. орудия были комбинированными – из рога (иногда дерева) с кремнёвыми вкладышами. Изделия из органич. материалов обычно не сохраняются до наших дней, но, судя по отд. памятникам (напр., в торфяниках), их ассортимент был весьма широк. На Ближнем Востоке, в Юж. Европе, в Карелии есть случаи находок изделий из металла (самородная медь), но его произ-во, обработка (холодная ковка) и использование были крайне ограничены и не играли существенной роли в экономике (см. в ст. Металлургия, раздел Исторический очерк).
Уже в докерамич. Н. Ближнего Востока сложилась стабильная оседлость (некоторые исследователи предполагают, что она стимулировала становление производящего хозяйства, а не наоборот), на ряде поселений отмечена планировка, создаются укреплённые террасы. Появляются культовые комплексы, фортификац. сооружения. Был изобретён новый строит. материал – сырцовый кирпич, что дало принципиально новые возможности в строительстве. В ряде регионов получили распространение глинобитные жилища. О продолжительной жизни на одном месте свидетельствуют телли, напластования многих из них складывались не одну тысячу лет.
В разной последовательности и разнообразных сочетаниях, иногда в др. формах, схожие черты культуры распространились во многих обществах, хозяйство которых было основано на земледелии. Прогресс в хозяйстве сопровождался демографич. скачком, усложнением обществ. структуры, что породило миграции, приведшие к распространению новых форм в хозяйстве и др. сферах культуры.
Усложнение социальных структур привело к возникновению на Ближнем Востоке уже в Н. поселений, рассматриваемых некоторыми исследователями как зачатки городов-государств (напр., Иерихон, Чатал-Хююк, Айн-Газаль на территории Иордании). Некоторые неолитич. центры Вост. Азии (Шуаньдунь, Лянчжу и др.) практически все специалисты оценивают как города и раннегосударственные образования.
Во многих районах (Сев. Евразия и др.) продолжали развиваться культуры охотников, рыболовов, собирателей. Хозяйств. прогресс проявился здесь в утверждении более разнообразных форм добычи средств существования, усложнении орудийного комплекса, распространении керамики. Население было более редким, чем в зоне земледельч. Н., но осваивались практически все зоны ойкумены, включая ряд регионов Заполярья. В отд. областях на основе интенсивного рыболовства или комплексного многоотраслевого хозяйства происходил переход к оседлости.
Миропонимание носителей культур Н. отражено во множестве изготовленных ими предметов. С эпохой протонеолита и докерамич. Н. на Ближнем Востоке связывают кардинальные изменения в мировоззрении – «революцию символов», формирование пары божеств – матери-богини (Великой Богини) и Быка, символизирующего мужскую силу, которые получат широкое распространение в последующие тысячелетия. Здесь появляются моделированные (с использованием глины, извести, красок, гипса, ракушек) человеческие черепа, выставлявшиеся в спец. местах; ритуальные групповые «захоронения» человеческих черепов или антропоморфных фигур из камыша, извести, гипса, двухголовых бюстов и др.; крупная антропо- и зооморфная каменная скульптура; монолитные стелы (выс. до 7 м, массой до 50 т), часто Т-образные, оформленные символическими, антропо- и зооморфными рельефами; каменные маски, изображающие лицо человека, и их миниатюры; антропо- и зооморфные статуэтки. Часть этих традиций прервалась на рубеже докерамич. и керамич. неолита.
В некоторых культурах Вост. Азии (Лянчжу и др.) с позднего Н. формируется комплекс ритуальных изделий из нефрита: навершия жезлов со стилизов. изображением божества; гребни с пазом для крепления, видимо, к головному убору, орнаментированные сквозным прорезным орнаментом в виде точки с двумя каплями по сторонам; насадки сверху и снизу на рукоять топоров (юэ); кольца и др.
Для культур керамич. Н. особенно показательна глиняная орнаментиров. посуда. Её формы, мотивы, их элементы, способы нанесения орнамента позволяют выделять области распространения разных традиций. В сев. части Евразии использовали углублённую орнаментацию – разнообразные сочетания оттисков, ямок, наколов и прочерченных линий, покрывающих весь сосуд или его верхнюю часть в определённой последовательности. Специфич. орнаментальные штампы (ракушки Cardium) применялись для украшения посуды в широком круге культур Н. Юж. и Зап. Европы, воспринявших традиции керамики импрессо. В ряде культур Н. (см. Крашеной керамики культуры) распространена и роспись керамики, в т. ч. весьма сложная, полихромная, занимавшая весь сосуд или его зоны. Использовались геометрич. стилизованные орнаменты, иногда включающие антропо- и зооморфные мотивы. Часты спиралевидные орнаменты. В развитом Н. Вост. Азии на керамике появляются символы, по-видимому, имевшие сакральное и социальное значение, напр. «двойная спираль» для рисоводч. культур, 8-конечная звезда для культур на Шаньдунском п-ове и т. д.
Широкое распространение в Н. получила мелкая пластика, в разных культурах материалом служили дерево, кость и рог, камень, в т. ч. кремень; у земледельцев господствовала глина, чаще встречаются фигурки людей, в среде охотников и рыболовов преобладают изображения животных.
Во многих регионах известны петроглифы, относящиеся и к Н. Особенно много их в Сев. Евразии: схематизиров. фигуры людей, иногда более реалистичные – лосей, оленей, медведей, китов, тюленей, рыб, рептилий; сцены охоты на этих животных. Отд. фигуры имеют выс. до 8 м. На изображениях в более юж. регионах можно распознать и вереницы лошадей. В Сев. Африке изображались слоны, гиппопотамы, жирафы, страусы, антилопы, газели, крупный рогатый скот, сцены его выпаса, охоты с луком и с собаками; возможно, к Н. (1-я пол. 4-го тыс. до н. э.; по др. версии – к энеолиту, 2-я пол. 4-го тыс. до н. э.) относятся петроглифы больших ладей в вади Восточной пустыни Египта.
В Гёбекли-Тепе (Сев. Месопотамия, докерамич. Н.) известны нанесённые на переднюю грань столбов рельефные ряды абстрактных (Н-образных и др.) знаков и соответствующих им по размеру фигурок змей, барана, насекомых, похожих на пауков, и т. д. Для этого феномена предложено назв. «неолитич. иероглифы».
Зарождение письменности в Вост. Азии связывают с памятниками среднего и позднего Н. в бассейне Нижней Хуайхэ (Шуаньдунь и др.), соотносимыми с носителями австрических языков. В культуре Хоуцзячжай 1 зафиксирован этап, когда произошло разделение на идеограммы (сочетания прямых и изогнутых черт, геометрич. фигуры из них) и вполне реалистич. рисунки свиней, рыб, кошачьих, домов на сваях.
Процесс распространения комплекса черт Н. часто называют неолитизацией. В ряде случаев она происходила в ходе расселения носителей новых традиций и навыков за пределы зон их формирования. Этому способствовал более высокий экономич. потенциал и связанный с ним более быстрый демографич. рост в культурах Н. на фоне соседей. В ряде случаев имело место заимствование или самостоят. освоение форм жизнедеятельности, характерных для неолита.
Ближний Восток
Один из древнейших центров неолитизации сложился в 12–10-м тыс. до н. э. в Плодородном полумесяце, охватывавшем с востока, севера и запада междуречье Тигра и Евфрата, включая Сев. Месопотамию и часть территории Леванта. Начальный этап становления производящего хозяйства в Сев. Месопотамии прослежен по материалам Зеви-Чеми-Шанидара, Карим-Шахира и др. памятников, определяемых как протонеолитические.
Для докерамич. Н. (выделяют фазы А и Б, с более дробным подразделением) показательны: стабильная оседлость; на ряде поселений – планировка, фортификация, зоны (культовые и др.) и спец. постройки, связанные со сложной структурой обществ. жизни. В ранних периодах дома углублённые, круглые или овальные в плане, иногда имели внутр. перегородки и столбы-опоры для крыши, сделанные из дерева или спрессованной глины. Позднее появляются бóльшие по размерам наземные прямоугольные дома, как правило, с внутр. перегородками. Символич. объекты фиксируют существование единого «информационного пространства», в рамках которого выделяются отд. регионы. Общности, представленные осн. памятниками на территории Сев. (Мурейбит и др.), Центр. (Телль-Асвад и др.), Юж. (Иерихон и др.) Леванта, сложились на основе местных традиций натуфийской культуры и Хиамского периода. Также на основе нескольких местных традиций эпипалеолита – мезолита – протонеолита сформировался ряд общностей в Сев. Месопотамии и верховьях р. Тигр (Чайоню, Халлан-Чеми, Невалы-Чори, Немрик, Телль-Абр, Магзалия и др.).
Ок. 8000–7500 до н. э. эти традиции в осн. прерываются, но их отд. черты прослежены в материалах некоторых поселений в Месопотамии, на территории Сев. Сирии (Саби-Абьяд), в Анатолии (Чатал-Хююк, Хаджилар и др.). На территории Ирака к этому времени относится Джармо. В ряде регионов прослеживаются падение уровня культурного развития, перерывы в заселении посёлков и т. д., после чего последовал новый подъём в период керамич. Н. Его результатом стало формирование ярких культур Хассуна, Халаф, Самарра и др., относимых большинством специалистов уже к энеолиту. На этой основе сформировался один из древнейших очагов цивилизации (месопотамский) и ряд цивилизаций Вост. Средиземноморья.
Территория Ирана, Средняя Азия, Кавказ, Южная Азия
К кругу культур загросской культурной общности, в осн. Ближнего Востока, относят и памятники на территории Лурестана (Луристана; напр., Гуран и др.). В Юж. Прикаспии неолитизация прослежена по материалам Гари-Камарбанд и др. памятников. С передвижениями раннеземледельч. групп из Загроса, при участии мезолитич. охотников Юж. Прикаспия, связывают формирование на рубеже 7-го и 6-го тыс. до н. э. культуры Джейтун на территории Юж. Туркмении и Сев.-Вост. Ирана. В 5-м тыс. до н. э. в ходе взаимодействия этих традиций и культуры типа Анау IA складывается энеолитич. культура типа Намазга I. Под влиянием взаимодействия с более юж. культурами, но на основе местных мезолитич. традиций развивалась кельтеминарская культура – неолитич. общность охотников и рыболовов 6–3-го тыс. в междуречье Амударьи и Сырдарьи, в низовьях Сырдарьи и Зеравшана, на левом берегу Амударьи. Её контакты и влияние прослеживаются до Урала. Архаич. облик имела гиссарская культура охотников и скотоводов горных районов на территории Зап. Таджикистана (6–4-е тыс. до н. э.); в её индустрии преобладали галечные орудия. На территории Казахстана, Ферганской долины и части Прикаспия (Устюрт) много развеянных стоянок, материалы которых относят к позднему мезолиту или Н. На юге территории Ирана древнейшее земледелие, судя по материалам Бакуна и др., относится к энеолиту.
Н. Кавказа изучен очень отрывочно. До 6-го тыс. до н. э. здесь сохранялись мезолитич. традиции. Ок. сер. 6-го тыс. под влиянием культур с юга в Центр. Закавказье сложилась шулавери-шомутепинская культура, поздний этап которой (в совр. исследованиях – и всю культуру) относят к энеолиту. Синхронные ей культуры от Зап. Прикаспия до Вост. Причерноморья по особенностям орудийного комплекса, наличию керамики и др. рассматриваются в рамках Н. В бассейнах рек, впадающих в Чёрное м. от района совр. г. Сочи до территории Аджарии, выделяют западнокавказскую культуру, сложившуюся на основе местных традиций (вычленяют 3 этапа, зап. и вост. локальные варианты). Немногочисл. памятники в бассейне Кубани по ряду показателей имеют аналогии в Сев. Причерноморье, но отмечается и сходство с древностями на территории Абхазии. Памятники Сев.-Вост. Кавказа представлены местонахождениями, на их фоне особое место занимают неолитич. слои поселения Чох. В ряду неолитич. памятников Зап. Прикаспия обилием очень мелких микролитов отличается группа в Кобустане, с которой, очевидно, связаны и некоторые из петроглифов. Эти древности сменяются яркими культурами развитого энеолита и раннего бронзового века (в т. ч. куро-араксской культурой, майкопской культурой), несомненно отражающими новые культурные импульсы с юга. Вопрос о роли в их формировании местных неолитич. традиций почти не изучен.
Древнейшая керамика на территории Индии и Пакистана появилась раньше производящего хозяйства, напр. в Чопани-Мандо; такие памятники характеризуют как протонеолит. С 6–5-го тыс. до н. э. появляются культуры собственно Н., ранний этап которых был докерамическим. Ряд данных позволяет ставить вопрос о выделении самостоят. очагов доместикации некоторых видов растений и животных (см. в статьях Махагара, Мехргарх, Лекхахия), но несомненен и широкий спектр контактов местных культур, что, возможно, связано и с миграциями. Наряду с земледельч. и скотоводческими, существовали культуры охотников, собирателей, рыболовов. На местной основе формируется хараппская цивилизация энеолита и бронзового века, но в ряде регионов долго сохраняются культуры неолитич. облика (см. также раздел Исторический очерк в статьях Индия, Пакистан).
На Аравийском п-ове в 8-м тыс. до н. э. складываются 2 культурных комплекса раннего Н.: восточноаравийский (близок Н. Юж. Леванта) и южноаравийский (по-видимому, на местном культурном субстрате). С рубежа 6–5-го тыс. до н. э. восточноаравийский комплекс исчезает, а южноаравийский начинает трансформироваться в «пустынный Н.» (на западе известен до Вост. Сахары). Эта традиция сохранялась до «постнеолита» (синхронен бронзовому веку) и начала раннегородских цивилизаций, став, по-видимому, основой «протобедуинского» уклада скотоводов-кочевников и полукочевников. В ряде прибрежных районов изучались поселения рыболовов, собирателей моллюсков и охотников.
Южная, Центральная, Западная Европа
Древнейшие (1-я треть 7-го тыс. до н. э.) памятники докерамич. Н. в Европе известны на юге Балкан. Полагают, что эти традиции были привнесены с Ближнего Востока. Исследования генетиков подтверждают наличие нескольких волн миграции. Одна из них связана с появлением на Балканах в 1-й четв. 6-го тыс. до н. э. древнейшей крашеной и расписной керамики. Культуры Н. долго сосуществовали с культурами мезолитич. облика.
На территории Греции ранний керамич. Н. (ок. 5800–5300 до н. э.) подразделяют на неск. фаз: ранний Н. (по хронологич. шкалам поселений Сескло, Суфли, Ахиллейон), прото-Сескло (выделено по материалам поселения Нео-Никомедия), пре-Сескло (по материалам поселения Продромос). Следующий, средний период Сескло (ок. 5300–4400 до н. э.) отчасти соответствует позднему Н. и энеолиту (греч. археологи этот термин не используют) сопредельных территорий.
На территории Вост. и Юго-Вост. Болгарии ранний Н. представлен комплексами Караново I–II, средний и поздний – Караново III–IV, а также культурами Веселиново, Калояновец. Их абсолютные датировки соответствуют колонке греч. Н. На Центр. Балканах, в Ср. и Нижнем Подунавье на протяжении раннего и среднего Н. существовали родственные культуры Старчево и Кёрёш (Криш). Сначала они распространялись на новые территории в Подунавье. Потом ареал культуры Кёрёш (Криш) стал смещаться к востоку, а в бассейне Прута особенно долго сохранялись её пережиточные формы.
Ок. 5300–4500 до н. э. бо́льшую часть территории культуры Старчево (Центр. Балканы, часть Ср. Подунавья) заняла культура Винча, существовавшая в позднем Н. и раннем энеолите. Ей родственны культуры соседних территорий: в Боснии – бутмирская культура, в Далмации – Данило, в бассейне Тисы – т. н. культура Тиса, в Сев.-Вост. Болгарии – Градешница, в Нижнем Подунавье – Дудешть (Дудешти), которую сменяет культура Хаманджия. В конце Н. в зап. части Карпатского бассейна появляется культура Лендьель, возникшая на винчанском субстрате. В долине р. Олт начинает развиваться и расширять свою территорию культура Боян, положившая начало раннеэнеолитич. культурам Прекукутень и Марица.
Сев. Подунавье занимала земледельч. линейно-ленточной керамики культура (ок. 5500–4900 до н. э.). По Дунаю, Висле, Эльбе, Рейну, Днестру, Пруту она распространяется на огромную территорию – от р. Маас на западе до Днестра на востоке, от междуречья Савы и Дравы на юге до Одера на севере. С ней в Центр. Европе генетически связаны культуры накольчатой керамики (поздний Н., до сер. 5-го тыс. до н. э.).
Территории от вост. побережья Адриатического м. до Атлантического побережья Франции, Португалии, Марокко занимала культура штампованной (импрессо) керамики (др. назв. – культура кардиальной керамики). В 1-й трети 6-го тыс. до н. э. её носители восприняли керамику у соседей-земледельцев, но жили в осн. в пещерах, основой хозяйства были охота, рыболовство. Такое сочетание отличает субнеолитич. культуры. Со 2-й пол. 6-го тыс. здесь распространяется земледелие. На основе этих традиций складываются мн. культуры 5–4-го тыс. до н. э., позднего Н. – раннего энеолита: Шассе (на территории Франции), родственной которой считают культуры Кортайо (на территории Швейцарии) и Уиндмиллхилл на Британских о-вах, где известны и субнеолитич. культуры – Питерборо и др.
Степная зона и север Евразии
Неолитизация территорий к северу от Чёрного м. проходила в неск. этапов, еe отражает ряд культурных групп: в зап. областях – буго-днестровская культура; в Нижнем Поднепровье и на степном Левобережье Днепра – сурская культура. По ряду признаков ей близки горнокрымская неолитическая культура, елшанская культура в лесостепи Волго-Уральского междуречья. Под влиянием буго-днестровской, сурской, азово-днепровской, нижнедонской культур раннего Н. формируется днепро-донецкая культурная общность среднего и позднего Н. Считается, что условная граница зон производящего и присваивающего хозяйства проходила в области Нижнего Поднепровья.
Восточнее распространены сероглазовская культура, орловская культура, самарская, волго-уральская культуры. Памятники Н. степей Предкавказья имеют аналогии на территории Приморского Дагестана, Нижнего Поволжья, Сев. Прикаспия. В лесостепном и степном Зауралье к раннему Н. относится кошкинская культура, к позднему – боборыкинская культура. Выделение культур в степной и примыкающих к степям зонах на территориях от Казахстана (см. в ст. Казахстан, раздел Исторический очерк) до Монголии (см. в ст. Монголия, раздел Исторический очерк) не всегда возможно, в ряде случаев это вызывает дискуссию. На территории Синьцзяна к бескерамич. Н. относят лобнорскую группу памятников, для орудийного комплекса которых показательны микролиты. Стоянки с микролитич. индустрией обнаружены и на севере Тибета.
Памятники раннего Н. (5–4-е тыс. до н. э.) на территории части Сев.-Вост. Польши, Юго-Зап. Литвы, Зап. Белоруссии, части Сев.-Зап. Украины выделяют в припятско-неманскую культуру, сформировавшуюся на основе местных традиций. Ей близки памятники «лесного Н.» Повисленья и восточнополесской культуры, включаемой, как и верхнеднепровская культура, в днепро-донецкую общность. Новый импульс из Повисленья привёл к формированию на припятско-неманском субстрате неманской культуры среднего и позднего Н., в которой отмечены начатки земледелия и животноводства.
Севернее, до верховий Зап. Двины и Юж. Приладожья, распространена в осн. нарвская культура и группы, продолжающие её традиции, в конце Н. – начале эры раннего металла на части этой территории появляются мигранты – носители ладьевидных топоров культуры, а на основе местных традиций складывается культура с «пористой» керамикой. На востоке Балтии известны также памятники типа Сарнате (см. в ст. Латвия, раздел Исторический очерк), особая группа памятников на о. Сааремаа (см. в ст. Эстония, раздел Исторический очерк) и др.
На значит. части территории Финляндии и Карелии распространена культура Сперрингс, в финале Н. – культура ромбо-ямочной керамики; севернее, до Баренцева м., – лапландская культура.
Н. на Валдайской возвышенности, в верховьях Зап. Двины, Волхова, Волги, Днепра представлен валдайской культурой (кон. 6-го – нач. 3-го тыс. до н. э.).
Неолитизацию Верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья (с кон. 6-го тыс. до н. э.) отражает верхневолжская культура. Её сменяет льяловская культура, входящая в ямочно-гребенчатой керамики культурно-историческую общность. Северо-западнее с появлением этих традиций связывают формирование каргопольской культуры и карельской культуры. На западе эти традиции (и традиции их финального этапа – области гребенчато-ямочной керамики культуры) распространяются на вост. районы нарвской культуры. На востоке им принадлежит балахнинская культура, памятники известны до Ср. Поволжья, Нижнего Прикамья, Припечорья. В зап. части этого огромного ареала формируются в осн. энеолитич. культуры с «пористой» керамикой. В его вост. регионах при участии валдайской, балахнинской и волго-камской (камской) культур складывается волосовская культура позднего Н. и начала эпохи раннего металла, а также новоильинская, юртикская, гаринская культуры.
В Ср. и Верхнем Подесенье и Верхнем Поочье для памятников раннего Н., продолжающих традиции местного мезолита при влиянии культур Поволжья и Поднепровья, характерна керамика с накольчато-отступающим и (позднее) с гребенчатым орнаментом. Их сменяет деснинская культура, происхождение которой связано с льяловской или близкой ей культурой.
В Волго-Камском регионе и Сев. Приуралье на местной мезолитич. основе, под воздействием более юж. культур (орловской, днепро-донецкой общности и др.), формируются волго-камская культура и накольчатой керамики культура. О процессах на северо-востоке Европы в Н. см. также раздел Исторический очерк в статьях Коми и Пермский край.
Для лесной и части лесостепной зоны Зап. Сибири выделение культур раннего Н. остаётся предметом дискуссии. Для большинства памятников характерна прочерченно-отступающе-накольчатая орнаментация керамики, что позволяет рассматривать их в рамках единой культурно-историч. области. Памятники позднего Н. объединяют в восточную (или зауральскую) культурно-историч. область культуры гребенчато-ямочной керамики, традиции которой прослеживают и в формировании местных культур бронзового и раннего железного веков. Её соотношение с зап. группами культур гребенчато-ямочной керамики неясно.
В Приангарье и Прибайкалье выделяются китойская культура, исаковская культура, серовская культура; их соотношение между собой и с глазковской культурой бронзового века – неясно. О памятниках Н. в Забайкалье, Вост. Сибири, на крайнем северо-востоке Азии см. раздел Исторический очерк в статьях Бурятия, Читинская область, Красноярский край, Якутия, Магаданская область, Камчатский край, а также статьи Сыалахская культура, Белькачинская культура. Памятники, сопоставимые с забайкальскими, известны на территориях Вост. Монголии и Китая (на северо-востоке Внутр. Монголии и в пров. Хэйлунцзян).
Восточная и Юго-Восточная Азия
Проблема формирования здесь Н. связана с дискуссией о соотношении традиций финального палеолита (мезолит в особый период, как правило, не выделяют) и древнейших земледельч. культур. Пока их связь доказать не удаётся, хотя и известен ряд памятников с орудийным комплексом, переходным от палеолитического к неолитическому. Некоторые из них относят к древнейшему (докерамич.) Н., есть сведения и об очень раннем (в эпоху, для которой известны памятники позднего палеолита) появлении керамики. Многие из этих памятников вызывают у ряда специалистов сомнения с точки зрения надёжности комплексов, датировки и др. аспектов изучения. Систематич. исследование и обобщение материалов неолитич. памятников региона осложнено сравнительно малым по сравнению с Передней Азией числом раскопок. Лишь с 1980-х гг. положение начало меняться в Японии и Китае. В Юго-Вост. Азии систематич. раскопки велись только во Вьетнаме, в меньшей степени – в Таиланде. Это необходимо учитывать при интерпретации чрезвычайно интересных отд. находок.
На востоке Азии (и на севере Юго-Вост. Азии, если проводить границу по р. Янцзы, как это принято в некоторых исследованиях) известно 2 первичных очага доместикации растений: в бассейне Ср. Хуанхэ в основу хозяйства легло разведение проса, в бассейнах рек Хуайхэ, Янцзы, Сицзян – риса. Отд. очаги рисоводства в Н. есть на территории юга сев.-вост. части Китая, юга Кореи и Японии. Наряду со злаками, выращивали бобовые и бахчевые культуры.
На территории Китая выделяется неск. историко-культурных зон – групп аграрных очагов и связанных с ними археологич. культур, где происходило самостоят. формирование производящего хозяйства и основ цивилизаций: Ср. Хуанхэ, Нижняя Янцзы, Ср. Янцзы, «Древнее Приморье», Шаньдун (первоначально – архипелаг) и Великая Китайская равнина, которая сформировалась ок. 3-го тыс. до н. э. на месте древнего пролива, возникшего в результате постледниковой трансгрессии вод Мирового ок. Выделить археологич. культуры, охватывающие всю Нижнюю и Ср. Хуанхэ или Янцзы, нельзя. Для мн. историко-культурных зон характерно то, что родственные культуры расположены не в одном, а в соседних аграрных очагах.
В развитии Н. на территории Китая выделяют периоды: ранний (ок. 9000–5500 до н. э.), ранне-средний (ок. 5500–4500), средний (ок. 4500–3500), поздний (ок. 3500–2500 до н. э.). В ранне-среднем Н. появляются крупные поселения; с 4 тыс. до н. э. – фортификац. сооружения, культовые зоны, дворцы. Для просоводч. зоны характерны полуземлянки округлой или полуокруглой формы со столбами-опорами в центре; для рисоводч. районов – дерев. конструкции на столбах. Для рисоводч. районов показательны плечиковые топоры и плечиковые мотыги, не встречающиеся севернее, где те же функции выполняли прямоугольные орудия. В отличие от культур долин крупных и средних рек, для горных районов характерны малая плотность населения, архаичность хозяйства, социальных структур. Культуры на территории Китая в целом охарактеризованы в ст. Китай, раздел Древнейшие археологические культуры на территории Китая.
О Н. более северных территорий Вост. Азии см. в статьях: Корея, раздел Древнейшие культуры на территории Кореи; Япония, раздел Исторический очерк; Дзёмон.
Более десятка археологич. культур Н. выделяют на территории рос. Дальнего Востока (см. в ст. Неолитические культуры Дальнего Востока).
Процессы неолитизации в Юго-Вост. Азии прослежены в рамках культурной общности Хоабинь, бакшонской культуры и близких ей традиций, также выделяемых в культурную общность. На юге одним из памятников, чья стратиграфич. колонка имеет надрегиональное значение, является пещера Ниах. В позднем (иногда его называют «развитым») Н. формируется ряд культур, в рамках которых вызревал переход к бронзовому веку и протогосударственным обществ. структурам (Лунгхоа, Банкао). Подробнее см. раздел Исторический очерк в статьях Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия.
Африка
В Сев.-Вост. Африке выделяется сахаро-суданский очаг становления производящего хозяйства, где скотоводство, по некоторым весьма спорным оценкам, зародилось в 9-м тыс. до н. э., начавшись с доместикации местного тура (Bos primigenius). В результате недавних исследований в Вост. Сахаре (на территории от Сев. Египта до Сев. Судана) открыты сотни стоянок и поселений Н., датируемых 7–4-м тыс. Предпосылкой такой плотной их концентрации, очевидно, послужило потепление раннего голоцена, в 9–8-м тыс. до н. э. превратившее Сахару из позднеледниковой пустыни в обильно увлажнённый регион, богатый растительностью и животными. Это способствовало формированию сообществ с охотничье-скотоводч. укладом. В этом ряду выделяется крупный культовый центр с мегалитич. сооружениями – Набта-Плая.
Вопросы происхождения, линий развития, соотношения культур Н. и раннединастич. периода на территории Египта Древнего во многом неясны. Древнейшие памятники с начатками земледелия и скотоводства относятся здесь ко 2-й пол. 6-го тыс. до н. э. В Нижнем Египте поселения Н. разных традиций исследованы в Меримде-Бени-Саламе, Эль-Омари; в 4-м тыс. до н. э. тут развиваются уже энеолитич. культуры (Маади и др.). Особая культура Файюм А сложилась в Файюмском оазисе. Для Верхнего Египта выделяют тасийскую культуру, которая была предшественником или локальным вариантом бадарийской культуры (есть гипотеза о её связи с традициями восточносахарских центров). По-видимому, на этой основе развивался ряд культур Нагада (I – амратская культура, относящаяся к Н., хотя известны изделия из меди; II – герзейская культура энеолита, распространившаяся и на Нижний Египет; III – протодинастич. период). Есть точка зрения, что с бадарийскими традициями связана неолитич. хартумская культура в районе слияния Белого Нила и Голубого Нила.
В Сев.-Зап. Африке культуры Н. складывались в осн. на базе мезолитич. традиций капсийской культуры. Крайний северо-запад континента входил в круг культур с кардиальной керамикой, осн. ареал которых связан с Юж. Европой.
Во 2-й пол. 4-го тыс. до н. э. увлажнённость Сев. Африки катастрофически снизилась. Это было связано с глобальным похолоданием, смещением границы летних муссонных дождей на сотни километров к югу, развитием аридизации и началом быстрого опустынивания Сахары, где испарялись озёра, иссякали родники, мелели реки. Процесс наступления пустыни, по-видимому, обострило массовое уничтожение животных в ходе традиц. охоты местного населения, последствия выпаса домашнего скота, поедавшего и вытаптывавшего остающиеся островки саванны. Образование обширной пустыни положило начало выделению особого круга культур Африки – «к югу от Сахары», сохраняющее значение до наших дней.
Каменный век Африки южнее Сахары традиционно делится на ранний, средний и поздний периоды, которые частично можно соотносить с палеолитом и неолитом. Последний, как правило, сменялся железным веком. Здесь выделяется сравнительно поздний (2-е тыс. до н. э.), гвинейско-камерунский очаг перехода к производящему хозяйству.
Америка и Австралия
Для культур Америки выделение Н. как особой эпохи непродуктивно. Формально ему могут соответствовать большинство культур Нового Света, при том что некоторые общества, известные этнографам 20 в., не имеют признаков Н., а высокоразвитые (по уровню обществ. устройства и др. областей культуры, включая наличие государств, городов, письменности и т. д.) цивилизации развивались, не вступив в эру металла, определившую конец каменного века в Старом Свете. В Новом Свете выделяется 2 первичных очага земледелия – мезоамериканский и андийский, становление которых было сильно растянуто во времени (первые опыты датируются 9–5-м тыс. до н. э., окончательное сложение – 3–2-м тыс. до н. э.), и неск. очагов возникновения животноводства. О периодизациях, принятых исследователями амер. культур, и характеристиках осн. культур см. в ст. Индейцы.
Аборигены Австралии и Океании продолжали жить в каменном веке до появления европейцев. Многие культуры региона по формальным признакам соотносимы с Н. В горах Новой Гвинеи ряд исследователей выделяют один из первичных (хотя и локальный) земледельч. центров.