ЛЯНЧЖУ́
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЯНЧЖУ́, археологич. культура позднего неолита и энеолита (в рамках 3300–1700 до н. э.) южнее р. Янцзы, в районе оз. Тайху. Названа по поселению у совр. дер. Лянчжу, к северо-востоку от г. Ханчжоу (у. Юйхан, пров. Чжэцзян; Китай), исследовавшемуся с 1936. Выделяют ранний, средний (неолит) и поздний (энеолит) периоды; их даты спорны: 3300–2700, 2700–2400, 2400–1700; 3000–2500, 2500–2000, 2000–1700 или др. Различают 4 области (к северу, востоку, юго-востоку и к югу от оз. Тайху) в рамках Л., а также зоны её влияния: до юга Шаньдунского п-ова (север пров. Цзянсу) на севере; до территорий пров. Аньхой (до бассейна р. Хуайхэ) и Цзянси (район оз. Поянху) на северо-западе и западе; до пров. Чжэцзян, Фуцзянь, Гуандун на юге. Часть памятников Л. имеет слои предыдущих культур – Мацзябан и Сунцзэ (последние частично синхронны и постепенно сменялись Л.). На севере Л., на поселении Лучжуан (у. Фунин, пров. Цзянсу) прослежены активные контакты Л. с шаньдунским Луншанем.
В Л. складывается иерархия поселений, постепенно появляются города; выделяются общественные и культовые (места локализации алтарей) центры; со среднего периода известны дворцы, алтари в виде ступенчатой пирамиды пл. до 5 тыс. м2 (Фаньшань, Яошань). К среднему периоду относят возникновение раннегосударственного образования, включавшего не менее 5 городов и 40 поселений (в т. ч. укреплённых). Его называют «царство Мо» по «столичному» городищу Моцзяошань (у. Юйхан, пров. Чжэцзян). Городище окружено стеной из утрамбованной земли; пл. более 300 тыс. м 2 , мощность слоя до 10,2 м; выделяется 3 возвышения, вероятно, искусственных. Дома разнообразны, многие – свайные, есть с глинобитными стенами, отмечено использование обожжённого кирпича (исследована и яма для обжига) и др. Изучались также колодцы, дерев. ограждения и др.
Для раннего Л. характерны одиночные трупоположения на спине. Выделяется погребение в Чжанлиншань (у. Усянь, пров. Цзянсу), которое отличает большое число изделий из нефрита, в т. ч. навершия жезлов (цун) со стилизованным изображением божества, характерным и для последующих периодов, гребень с пазом для крепления, видимо, к головному убору, украшенный прорезным орнаментом в виде точки с двумя каплями по сторонам, насадки сверху и снизу на рукоять секиры (юэ), кольца. Встречаются подзахоронения женщин к мужчинам, принесённые в жертву собаки, нижние челюсти свиней (характерно для культур Нижней Янцзы). На некрополях гос-ва Мо открыты святилища (каменные или др. площадки). Выделяют могилы «правителей» или «жрецов», окружённые могилами аристократии. Напр., Фаньшань на насыпном прямоугольном в плане массиве (90 × 30 м; первоначальная выс. св. 6 м) с площадкой в центре. Среди находок – многочисл. изделия из нефрита, в т. ч. цуны; пластины трапециевидной формы с пазом в нижней части или отверстиями по периметру («наголовники»); стержни разной формы и стержневидные подвески, есть с изображениями божеств; нагрудные пластины с изображениями гл. божества; диски; юэ (есть аналогичные каменные). На могильнике Хуэйгуаньшань зафиксирована каменная обводная стена. На могильниках отчётливо выявлена обществ. дифференциация.
Керамич. сосуды лощёные, изготовленные в осн. на гончарном круге из хорошо отмученного теста, часть из них чёрного цвета (есть красная и серая керамика, в т. ч. лепная): горшки; круглодонные триподы – миски и горшки на трёх ножках (круглых и прямоугольных в сечении в раннем и среднем периодах, Т-образных – в позднем); остродонные сосуды; чаши на широких низких и конических, более высоких, поддонах. В раннем периоде прослеживается связь с культурой Сунцзэ; показательны трёхчастные (с удлинённым туловом, венчиком и низким поддоном) сосуды с ручками-прилепами в верхней части; чаши на высоких поддонах с прорезным орнаментом в виде окружности и двух треугольников по краям; чаши и глубокие миски на невысоком поддоне; «чайники»; кружки. В среднем периоде наблюдается наибольшее разнообразие форм; появляются кувшины со сливом, расписная посуда (среди мотивов – сочетание несимметричных произвольно расположенных линий в виде раскрученной спирали, летящие птицы), гравировка по керамике, покрытие глазурью после нанесения узора (сосуд приобретал блестящий чёрный или тёмно-синий цвет). Орудия и оружие в осн. каменные: топоры тонкие и в плане в виде буквы V (массовые формы), с зауженной верхней частью («плечиковые») с полукруглой рабочей поверхностью, башмаковидные; ножи прямоугольные с 2, 3, 5 отверстиями и клювовидные (жатвенные); тёсла; сошник (?) треугольной формы с 3 отверстиями; наконечники стрел с черешком и иволистные; высоко развиты шлифовка, сверление. Сохранились деревянные лопаты, вёсла, поплавки, сваи и др., разл. корзины из бамбука (в т. ч. для ловли рыбы); лаковые изделия. На нефритовых изделиях мн. изображения божеств («нижнее», вероятно главное, иногда сопровождается «верхним») дополнялись мотивами водоплавающих птиц. Выделяют 2–3 варианта устойчивого стиля, характерного для Л. Исходные изображения божеств, как и цуны, широко распространены и рассматриваются как свидетельства сложившегося института личной власти.
Известны образцы письменности. На трёхчастном сосуде, типичном для среднего и позднего периодов Л., – стоящие в строчку или в колонку сравнительно простые знаки (сочетание дугообразных линий и затемнённых кругов). На одной из мисок – 2 надписи; знаки нанесены привычной к письму рукой, стандартизированы, характерны одна округлая, другая заострённая стороны; есть знаки односложные и составные; сходства с надписью на трёхчастном сосуде нет. Известны ещё 2 надписи на цуне, близкие по характеру знаков, но более схематичные, очевидно, из-за более твёрдой поверхности носителя, там же – «геральдический» знак. Предполагается, что на этой основе сформировалась более сложная письменность соседней, более поздней культуры Учэн.
В основе хозяйства – поливное рисоводство; выращивали неск. сортов риса, бобовые, жужуб (кит. финик), тыкву, дыню, кунжут, арахис и др. Был одомашнен буйвол, развито шелководство, ткачество (на основе конопли). Велика роль рыболовства. На смену Л. пришла культура Мацяо.