Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«РЕВОЛЮ́ЦИЯ СИ́МВОЛОВ»

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 306

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. В. Корниенко
Отражение "Революции символов" в каменной скульптуре докерамического неолита центральной части Плодородного полумесяца: 1 – статуя из раскопок в современном г. Шанлыурфа; 2, 4 – итифалличе...

«РЕВОЛЮ́ЦИЯ СИ́МВОЛОВ», тер­мин для обо­зна­че­ния воз­ник­но­ве­ния в пе­ри­од, пе­ре­ход­ный от эпи­па­лео­ли­та к нео­ли­ту, но­вой сим­во­ли­ки, фик­си­руе­мой про­из­ве­де­ния­ми ис­кус­ст­ва и ри­ту­аль­ны­ми комп­лек­са­ми на тер­ри­то­рии Пло­до­род­но­го по­лу­ме­ся­ца и со­от­но­си­мой с кар­ди­наль­ны­ми из­ме­не­ния­ми мыш­ле­ния и об­ществ. соз­на­ния. Вве­дён франц. ар­хео­ло­гом Ж. Ко­ве­ном, со­дер­жа­ние термина в ви­де раз­вёр­ну­той кон­цеп­ции пред­став­ле­но им в 1994. По Ко­ве­ну, «Р. с.» – один из осн. фак­то­ров не­оли­ти­за­ции (см. Нео­лит), на­ря­ду с из­ме­не­ни­ем ок­ру­жаю­щей сре­ды, пред­ше­ст­во­вав­ший на­ча­лу про­из­во­дя­ще­го хо­зяй­ст­ва. По­ро­ж­дён­ная «Р. с.» ли­ния раз­ви­тия сим­во­лов от жен­ских ста­ту­эток, как пра­ви­ло, с про­ра­бо­тан­ным ли­цом (осо­бен­но гла­за­ми) и ру­ка­ми, сло­жен­ны­ми под гру­дью, ро­гов и др. остан­ков бы­ка в ос­но­ва­ни­ях стен или под по­ла­ми по­стро­ек до круп­ных фи­гур жен­ско­го бо­же­ст­ва, изо­бра­же­ний тав­ро­ма­хии, бу­кра­ний (Ча­тал-Хю­юк и др.) – по­ка­за­те­ли но­вой ре­ли­гии, вклю­чаю­щей культ па­ры бо­жеств – Ма­те­ри Бо­ги­ни (Ве­ли­кой Бо­ги­ни) и Бы­ка, сим­во­ли­зи­рую­ще­го муж­скую силу. «Р. с.» свя­за­на с куль­ту­ра­ми Ле­ван­та Хи­ам­ско­го пе­рио­да, пе­ре­ход­но­го от на­ту­фий­ской куль­ту­ры к нео­ли­ту. В хо­де «не­оли­тич. диф­фу­зии» (в осн. ми­гра­ций) её ре­зуль­та­ты из Центр. Ле­ван­та рас­про­стра­ня­ют­ся на Юж. Ле­вант и Ср. Ев­фрат (где но­вая куль­ту­ра фор­ми­ру­ет­ся при уча­стии ме­ст­но­го на­се­ле­ния); в Вост. Ана­то­лии нео­ли­тич. куль­ту­ры по­яв­ля­ют­ся в хо­де вто­рич­ной, «эко­но­ми­че­ской», не­оли­ти­за­ции.

В ря­де совр. ра­бот ос­па­ри­ва­ет­ся ле­ван­то­цен­тризм Ж. Ко­ве­на, ука­зы­ва­ет­ся на на­чат­ки про­из­во­дя­ще­го хо­зяй­ст­ва до Хи­ам­ско­го пе­рио­да, на важ­ность для ря­да не­оли­тич. куль­тур так­же муж­ских, зоо­морф­ных (не толь­ко бы­ка), аб­ст­ракт­ных об­ра­зов, на сим­во­лизм, свя­зан­ный с че­ло­ве­че­ски­ми че­ре­па­ми, мас­ка­ми, од­но- и двух­го­ло­вы­ми бюс­та­ми, Т-об­раз­ны­ми сте­ла­ми и т. д., на сла­бую изу­чен­ность вост. об­лас­тей Пло­до­род­но­го по­лу­ме­ся­ца и др. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ют, что кар­ди­наль­ные из­ме­не­ния в эко­но­ми­ке, идео­ло­гии и др. об­ла­стях об­ществ. жиз­ни но­си­ли ха­рак­тер не­пре­рыв­но­го взаи­мо­дей­ст­вия и взаи­мо­влия­ния; «Р. с.», яв­ляясь от­ра­же­ни­ем в ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ре из­ме­не­ний в ин­тел­лек­ту­аль­ной сфе­ре, ста­ла со­став­ной ча­стью Неоли­ти­че­ской ре­во­лю­ции как мно­го­гран­но­го про­цес­са. Пло­до­род­ный по­лу­ме­сяц в ран­нем не­оли­те в совр. ра­бо­тах рас­смат­ри­ва­ет­ся как фор­ми­рую­щее­ся но­вое куль­тур­ное про­стран­ст­во с ре­гио­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми. Голл. ар­хео­лог М. Вер­ху­вен, ос­но­вы­ваясь на ре­зуль­та­тах рас­ко­пок в Ле­ван­те и Юго-Вост. Ана­то­лии, вы­де­ля­ет ха­рак­те­ри­сти­ки ри­ту­аль­ной сфе­ры и ми­ро­воз­зре­ния, сло­жив­шие­ся к до­ке­ра­мич. не­оли­ту Б: кол­лек­ти­визм; до­ми­ни­рую­щий сим­во­лизм; жиз­нен­ность (вклю­ча­ет по­ня­тия одо­маш­ни­ва­ние, при­выч­ка к до­му, пло­до­род­ность/пло­до­ви­тость, жиз­нен­ная си­ла); связь че­ло­век – жи­вот­ное.

Лит.: Cauvin J. Naissance des divinités, nais­sanсe de l’agriculture: la révolution des symboles au néolithique. P., 1994; Life in Neolithic far­ming communities: social organization, iden­tity and differentiation / Ed. I. Kuijt. N. Y., 2000; Verhoeven M. Ritual and ideology in the Pre-Pottery Neolithic B of the Levant and southeast Anatolia // Cambridge Archaeology Journal. 2002. Vol. 12. № 2; Кор­ни­ен­ко Т. В. Пер­вые хра­мы Ме­со­по­та­мии. СПб., 2006; Шмидт К. Они строи­ли пер­вые хра­мы. СПб., 2011.

Вернуться к началу