Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧАТА́Л-ХЮЮ́К

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 416

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. В. Корниенко
Чатал-Хююк. Богиня-Мать, сидящая на троне. Терракота. Музей анатолийских цивилизаций (Анкара).

ЧАТА́Л-ХЮЮ́К, Ча­тал­хё­юк (Çatal Hüyük, Çatalhöyük), телль в цен­тре пла­то Ко­нья (иль Ко­нья, Тур­ция). Рас­коп­ки Дж. Мел­лар­та в 1958, 1961–65 и ме­ж­ду­нар. по­ли­дис­ци­п­ли­нар­ной экс­пе­ди­ции его уче­ни­ка, Я. Ход­де­ра (с 1993) да­ли уни­каль­ный ма­те­ри­ал для изу­че­ния куль­тур Ана­то­лии от до­ке­ра­мич. не­оли­та до эне­о­ли­та. Пл. ок. 13 га, выс. 17,5 м; 18 уров­ней на Вос­точ­ном (ка­либ­ро­ван­ные ра­дио­уг­ле­род­ные да­ты ок. 7400–5900 до н. э.) и За­пад­ном (ок. 6000–5600 до н. э.) хол­мах, раз­де­лён­ных р. Чар­шам­ба.

На Вост. Ч.-Х. ис­сле­до­ва­ны при­мы­каю­щие друг к дру­гу пря­мо­уголь­ные до­ма (пл. 12–70 м2; до 7 ре­мон­тов) из сыр­цо­во­го кир­пи­ча и де­ре­ва (вход обыч­но че­рез кры­шу, внут­ри – оча­ги, пе­чи, плат­фор­мы и др.); хо­зяйств. по­ме­ще­ния. По­лы и сте­ны об­ма­за­ны гип­сом, ино­гда ок­ра­ше­ны в крас­ный, ре­же чёр­ный цвет и/или име­ют рель­еф­ные ком­по­зи­ции (с ис­поль­зо­ва­ни­ем гли­ны, свя­зок со­ло­мы, де­ре­ва, че­лю­стей и че­ре­пов с ро­га­ми жи­вот­ных, че­ре­пов птиц и др.), рос­пи­си, вы­ре­зан­ные изо­бра­же­ния (гео­мет­ри­че­ские, рук, кре­стов, жи­вот­ных, сцен охо­ты, ри­туа­лов, ми­фо­ло­гич. и др.). Под плат­фор­ма­ми и по­ла­ми – за­хо­ро­нения с ин­вен­та­рём, час­то скор­чен­ные, обёр­ну­тые в тка­ни, ци­нов­ки или в кор­зи­не, в т. ч. по­сле уда­ле­ния мяг­ких тка­ней и кол­лек­тив­ные (до 62 чел.); ино­гда по­сы­па­ны крас­ной ох­рой или ки­но­ва­рью, об­ласть шеи и лоб ок­ра­ше­ны си­ней или зе­лё­ной крас­кой; в ря­де слу­ча­ев че­ре­па раз­ме­ща­ли от­дель­но, по­кры­ва­ли об­маз­кой, ох­рой, крас­кой.

Сре­ди на­хо­док: на­ко­неч­ни­ки ко­пий, стрел, бу­лав, но­жи, по­ли­ро­ван­ные зер­ка­ла и др. из об­си­диа­на (его экс­пор­ти­ро­ва­ли; ря­дом – ме­сто­ро­ж­де­ние Аджи­гёль) и крем­ня (из ме­сто­ро­ж­де­ний Сев. Си­рии); брас­ле­ты, оже­ре­лья, мо­ты­ги/ тёс­ла из дио­ри­та; зер­но­тёр­ки, сту­пы, пес­ты из др. кам­ня; со­су­ды, шпа­те­ли, лож­ки, крюч­ки, ру­ко­яти (в т. ч. в ви­де змеи, для но­жа), за­стёж­ки поя­сов из кос­ти; де­рев. рез­ные и пле­тё­ные ём­ко­сти; бусы, под­вес­ки из ме­ди, свин­ца; со­су­ды (в раз­ви­том ке­ра­мич. не­оли­те – тём­но­ло­щё­ные, крас­ные и тём­но-жёл­тые, с крап­ча­тым ор­на­мен­том, ре­же с крас­ны­ми по­ло­са­ми), фи­гур­ки лю­дей и жи­вот­ных (в т. ч. «си­дя­щая Бо­ги­ня с ле­о­пар­да­ми» и др. груп­по­вые), пе­ча­ти, бу­сы, под­вес­ки из мн. по­род кам­ня, гли­ны; ин­кру­ста­ции кам­нем в кам­не и гли­не. С бе­ре­гов Сре­ди­зем­но­го м. при­во­зи­ли ра­ко­ви­ны, ряд по­род кам­ня; Крас­но­го м. – ра­ко­ви­ны кау­ри (ино­гда встав­ля­ли в глаз­ни­цы че­ре­пов) и, воз­мож­но, льня­ную оде­ж­ду; оз. Туз – соль и се­ру. Близ Ч.-Х. по­лу­ча­ли крас­ки, ки­но­варь, ока­ме­не­лые ра­ко­ви­ны, лиг­нит и др.; мра­мор, го­лу­бой апа­тит для бус – близ совр. г. Ни­где (Тур­ция); ме­тал­лич. ру­ды, са­мо­род­ную медь, ве­ро­ят­но, с хреб­та Тавр. Вы­ра­щи­ва­ние эм­ме­ра, пше­ни­цы-од­но­зер­нян­ки, го­ло­зёр­но­го яч­ме­ня, го­ро­ха, ви­ки, раз­ве­де­ние овец, круп­но­го ро­га­то­го ско­та до­пол­ня­ли охо­та, со­би­ра­тель­ст­во, ры­бо­лов­ст­во.

Ч.-Х. сло­жил­ся на ос­но­ве тра­ди­ций ран­не­го до­ке­ра­мич. не­оли­та Центр. Ана­то­лии (Бон­джук­лу, Пы­нар­ба­ши А, C, D, Ашик­лы-Хё­юк и др.); ри­туа­лы и сим­во­лизм от­час­ти сход­ны с бо­лее ран­ни­ми па­мят­ни­ка­ми Сев. Ме­со­по­та­мии (см. «Ур­фа», Му­рей­бит, Нем­рик, Телль-Абр) и Ле­ван­та (Ие­ри­хон), час­тич­но син­хрон­ны­ми и бо­лее позд­ни­ми слоя­ми Хад­жи­ла­ра. В пе­ри­од рас­цве­та (ок. 7000–6500 до н. э.) на Вост. Ч.-Х. мог­ло жить ок. 3,5–8 тыс. чел. В ран­нем эне­о­ли­те жи­те­ли Зап. Ч.-Х. и др. «до­чер­них» по­селе­ний с рас­пис­ной ке­ра­ми­кой, ве­ро­ят­но, ис­поль­зо­ва­ли Вос­точ­ный холм для по­гре­бе­ний и др. дей­ст­вий. Ч.-Х. внесён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Mellaart J. Çatal-Hüyük. L., 1967; Мел­ларт Дж. Древ­ней­шие ци­ви­ли­за­ции Ближ­не­го Вос­то­ка. М., 1982; Hodder I. Çatalhöyük in the сontext of the Middle Eastern Neolithic // Annual Review of Anthropology. 2007. № 36; Assembling Çatalhöyük / Ed. I. Hodder, A. Marciniak. Leeds, 2015.

Вернуться к началу