НАТУФИ́ЙСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАТУФИ́ЙСКАЯ КУЛЬТУ́РА, Натуф (англ. Natufian culture, франц. Natoufien), археологич. культура эпипалеолита (13–10-е тыс. до н. э.) на территории Леванта. На позднем этапе распространилась до центр. части территории совр. Ливана на севере, среднего течения р. Евфрат и Заиорданья на востоке, совр. г. Хелуан (нижнее течение Нила) на юге. Выделена брит. исследовательницей Д. Гаррод в ходе работ в Палестине в 1928–34. Названа по находкам (1928) на сев. берегу Вади-эн-Натуф, в пещере у поселения Шукба (ок. 18 км к северо-западу от г. Рамаллах, Палестинская автономия). Выделяется ряд локальных вариантов, этапы – ранний (ок. 12 500–10 800 до н. э.) и поздний (до ок. 9500 до н. э.).
Пещерные (продолжают древнейшую традицию; в осн. у хребта Кармель) и открытые (Иерихон, Мурейбит и др.) поселения – долговременные (пл. 1–3 тыс. м2, иногда более 100 построек) или сезонные стоянки. Круглые и овальные в плане полуземлянки (диаметр 3–6 м) с укреплённой каменными плитами подземной частью и столбовой надземной конструкцией, оплетённой ветвями и обмазанной глиной, с камышовой крышей, укреплённой глиной. На позднем этапе строились и наземные дома похожих форм и конструкций, иногда с каменной вымосткой пола. На полу, как правило, 1 очаг. Иногда искусств. дома сочетались с жилыми естеств. гротами (напр., Бейда). Есть ямы для зерна. Погребения совершали в заброшенных домах, под полами жилых домов, рядом с ними (в ямах), в пещерах. Иногда на могилы клали камни известняка. Трупоположения на спине в разных позах или скорченные на боку. Древнейшие могилы в осн. коллективные (есть признаки подзахоронений), с сильно скорченными костяками; более поздние – чаще индивидуальные, костяки менее скорчены. Иногда для усопшего изготовлялось ложе из раковин, с ним клали украшения, убитых животных и птиц или их части. Есть захоронения собаки или щенка рядом с человеком. Одного из похороненных в коллективной гробнице обычно сопровождал наиболее богатый набор украшений (диадемы, ожерелья, подвески, браслеты из раковин, кости, зубов животных). Погребения часто посыпали охрой. В Мугарет-эль-Ваде с группой могил связаны спец. стена, каменные вымостки, бассейны; в Акр-эль-Ахмаре погребальная яма оштукатурена, на перекрытии сооружён круг из камней. Есть захоронения черепов, украшенных «диадемами» из веерообразно расположенных рядов раковин Dentalia.
Кремнёвая индустрия микролитическая: наконечники, лезвия-вкладыши. Характерны также короткие скребки, свёрла, долота, каменные плитки, песты, ступы, тёрочники, «утюжки» с поперечным желобком. Появляются шлифованные топоры (Хайоним), костяные наконечники гарпунов, рыболовные крючки. Некоторые предметы из кости и камня имеют орнамент в виде сетки, зигзагов, волн. Роговые, костяные, дерев. рукоятки ножей-серпов тщательно обработаны, иногда их концы украшены резными головками животных (в осн. оленят). Есть каменные, деревянные, костяные, роговые фигурки газелей и др. животных, редко – людей. Некоторые виды раковин привезены за сотни километров; найден обсидиан из Анатолии. В основе хозяйства – охота (гл. обр. газель, реже олень, дикий бык, кабан, онагр), рыболовство, собирательство (дикая пшеница, бобы, миндаль, жёлуди, фисташки). Ножами-серпами срезали тростник для циновок, корзин, строительства. Есть экземпляры, которыми срезали злаки (очевидно, не дикие, колос которых слишком ломок, а зерно при жатве рассы́палось бы), что рассматривают как свидетельство начала культивации растений. Подтверждение тому находят и в эволюции ножей (от прямых к изогнутым), наличии каменных мотыжек для рыхления земли.
Н. к. сложилась на основе местных традиций, в т. ч. кебарийской культуры (см. в ст. Кебара). Ареал Н. к., по мнению ряда учёных, близок очагу распространения афразийских языков. На основе Н. к. сформировался ряд культур Хиамского периода.