Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАТУФИ́ЙСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 136-137

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. В. Корниенко

НАТУФИ́ЙСКАЯ КУЛЬТУ́РА, На­туф (англ. Natufian culture, франц. Natoufien), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра эпи­па­ле­о­ли­та (13–10-е тыс. до н. э.) на тер­ри­то­рии Ле­ван­та. На позд­нем эта­пе рас­про­стра­ни­лась до центр. час­ти тер­ри­то­рии совр. Ли­ва­на на се­ве­ре, сред­не­го те­че­ния р. Ев­фрат и Заи­ор­да­нья на вос­то­ке, совр. г. Хе­лу­ан (ниж­нее те­че­ние Ни­ла) на юге. Вы­де­ле­на брит. ис­сле­до­ва­тель­ни­цей Д. Гар­род в хо­де ра­бот в Па­ле­сти­не в 1928–34. На­зва­на по на­ход­кам (1928) на сев. бе­ре­гу Ва­ди-эн-На­туф, в пе­ще­ре у по­се­ле­ния Шук­ба (ок. 18 км к се­ве­ро-за­па­ду от г. Ра­мал­лах, Па­ле­стин­ская ав­то­но­мия). Вы­де­ля­ет­ся ряд ло­каль­ных ва­ри­ан­тов, эта­пы – ран­ний (ок. 12 500–10 800 до н. э.) и позд­ний (до ок. 9500 до н. э.).

Пе­щер­ные (про­дол­жа­ют древ­ней­шую тра­ди­цию; в осн. у хреб­та Кар­мель) и от­кры­тые (Ие­ри­хон, Му­рей­бит и др.) по­се­ле­ния – дол­го­вре­мен­ные (пл. 1–3 тыс. м2, ино­гда бо­лее 100 по­стро­ек) или се­зон­ные сто­ян­ки. Круг­лые и оваль­ные в пла­не по­лу­зем­лян­ки (диа­метр 3–6 м) с ук­реп­лён­ной ка­мен­ны­ми пли­та­ми под­зем­ной ча­стью и стол­бо­вой над­зем­ной кон­ст­рук­ци­ей, оп­ле­тён­ной вет­вя­ми и об­ма­зан­ной гли­ной, с ка­мы­шо­вой кры­шей, ук­ре­п­лён­ной гли­ной. На позд­нем эта­пе строи­лись и на­зем­ные до­ма по­хо­жих форм и кон­ст­рук­ций, ино­гда с ка­мен­ной вы­мос­ткой по­ла. На по­лу, как пра­ви­ло, 1 очаг. Ино­гда ис­кусств. до­ма со­че­та­лись с жи­лы­ми ес­теств. гро­та­ми (напр., Бей­да). Есть ямы для зер­на. По­гре­бе­ния со­вер­ша­ли в за­бро­шен­ных до­мах, под по­ла­ми жи­лых до­мов, ря­дом с ни­ми (в ямах), в пе­ще­рах. Ино­гда на мо­ги­лы кла­ли кам­ни из­вест­ня­ка. Тру­по­по­ло­же­ния на спи­не в раз­ных по­зах или скор­чен­ные на бо­ку. Древ­ней­шие мо­ги­лы в осн. кол­лек­тив­ные (есть при­зна­ки под­за­хо­ро­не­ний), с силь­но скор­чен­ны­ми кос­тя­ка­ми; бо­лее позд­ние – ча­ще ин­ди­ви­ду­аль­ные, кос­тя­ки ме­нее скор­че­ны. Ино­гда для усоп­ше­го из­го­тов­ля­лось ло­же из ра­ко­вин, с ним кла­ли ук­ра­ше­ния, уби­тых жи­вот­ных и птиц или их час­ти. Есть за­хо­ро­не­ния со­ба­ки или щен­ка ря­дом с че­ло­ве­ком. Од­но­го из по­хо­ро­нен­ных в кол­лек­тив­ной гроб­ни­це обыч­но со­про­во­ж­дал наи­бо­лее бо­га­тый на­бор ук­ра­ше­ний (диа­де­мы, оже­ре­лья, под­вес­ки, брас­ле­ты из ра­ко­вин, кос­ти, зу­бов жи­вот­ных). По­гре­бе­ния час­то по­сы­па­ли ох­рой. В Му­га­рет-эль-Ва­де с груп­пой мо­гил свя­за­ны спец. сте­на, ка­мен­ные вы­мос­тки, бас­сей­ны; в Акр-эль-Ах­ма­ре по­гре­баль­ная яма ош­ту­ка­ту­ре­на, на пе­ре­кры­тии со­ору­жён круг из кам­ней. Есть за­хо­ро­не­ния че­ре­пов, ук­ра­шен­ных «диа­де­ма­ми» из вее­ро­об­раз­но рас­по­ло­жен­ных ря­дов ра­ко­вин Dentalia.

Изделия натуфийской культуры из Айн-Маллахи, Мурейбита, Мугарет-эль-Кебары и Рамат Харифа: 1 – черешковый наконечник; 2 – остриё с ретушированным краем; 3 – сегментовидное остриё; 4 ...

Крем­нё­вая ин­ду­ст­рия мик­ро­ли­ти­че­ская: на­ко­неч­ни­ки, лез­вия-вкла­ды­ши. Ха­рак­тер­ны так­же ко­рот­кие скреб­ки, свёр­ла, до­ло­та, ка­мен­ные плит­ки, пес­ты, сту­пы, тё­роч­ни­ки, «утюж­ки» с по­пе­реч­ным же­лоб­ком. По­яв­ля­ют­ся шли­фо­ван­ные то­по­ры (Хай­о­ним), кос­тя­ные на­ко­неч­ни­ки гар­пу­нов, ры­бо­лов­ные крюч­ки. Не­ко­то­рые пред­ме­ты из кос­ти и кам­ня име­ют ор­на­мент в ви­де сет­ки, зиг­за­гов, волн. Ро­го­вые, кос­тя­ные, де­рев. ру­ко­ят­ки но­жей-сер­пов тща­тель­но об­ра­бо­та­ны, ино­гда их кон­цы ук­ра­ше­ны рез­ны­ми го­лов­ка­ми жи­вот­ных (в осн. оле­нят). Есть ка­мен­ные, де­ре­вян­ные, кос­тя­ные, ро­го­вые фи­гур­ки га­зе­лей и др. жи­вот­ных, ред­ко – лю­дей. Не­ко­то­рые ви­ды ра­ко­вин при­ве­зе­ны за сот­ни ки­ло­мет­ров; най­ден об­си­ди­ан из Ана­то­лии. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – охо­та (гл. обр. га­зель, ре­же олень, ди­кий бык, ка­бан, онагр), ры­бо­лов­ст­во, со­би­ра­тель­ст­во (ди­кая пше­ни­ца, бо­бы, мин­даль, жё­лу­ди, фис­таш­ки). Но­жа­ми-сер­па­ми сре­за­ли тро­ст­ник для ци­но­вок, кор­зин, строи­тель­ст­ва. Есть эк­зем­п­ля­ры, ко­то­ры­ми сре­за­ли зла­ки (оче­вид­но, не ди­кие, ко­лос ко­то­рых слиш­ком ло­мок, а зер­но при жат­ве рассы́палось бы), что рас­смат­ри­ва­ют как сви­де­тель­ст­во на­ча­ла куль­ти­ва­ции рас­те­ний. Под­твер­жде­ние то­му на­хо­дят и в эво­лю­ции но­жей (от пря­мых к изо­гну­тым), на­ли­чии ка­мен­ных мо­ты­жек для рых­ле­ния зем­ли.

Н. к. сло­жи­лась на ос­но­ве ме­ст­ных тра­ди­ций, в т. ч. ке­ба­рий­ской куль­ту­ры (см. в ст. Ке­ба­ра). Аре­ал Н. к., по мне­нию ря­да учё­ных, бли­зок оча­гу рас­про­стра­не­ния аф­ра­зий­ских язы­ков. На ос­но­ве Н. к. сфор­ми­ро­вал­ся ряд куль­тур Хи­ам­ско­го пе­рио­да.

Лит.: Garrod D. A. E. A new Mesolithic industry: the Natufian of Palestine // Journal of the Royal Anthropology Institute. 1932. Vol. 62; The Natufian culture in the Levant. Ann Arbor, 1991; Ко­роб­ко­ва Г. Ф. Ору­дия тру­да и на­ча­ло зем­ле­де­лия на Ближ­нем Вос­то­ке // Ар­хео­ло­ги­че­ские вес­ти. 1994. № 3; Cauvin J. Nais­sance des divinités: naissanсe de l’agriculture. La Révolution des symbols au Néolithique. P., 1997; Aurenche O., Kozlowski S. K. La nais­sance du Néolithique au Proche Orient ou le pa­radis perdu. P., 1999; Мер­перт Н. Я. Очер­ки ар­хео­ло­гии биб­лей­ских стран. М., 2000.

Вернуться к началу