НЕВА́ЛЫ-ЧО́РИ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕВА́ЛЫ-ЧО́РИ, Невали-Чори (Nevalı Çori, Nevali Çori), телль с материалами эпипалеолита и докерамич. неолита Б (ок. 14 000–10 200 и ок. 8800–8000 до н. э.) в центр. зоне Плодородного полумесяца, в 3 км южнее верхнего течения р. Евфрат, по берегам её левого притока, ручья Кантара-Чай (пров. Шанлыурфа, Юго-Вост. Турция). Открыт в 1979 нем. археологом Х. Г. Гебелем, исследовался в 1983, 1985–87, 1989–91 нем.-тур. экспедицией под рук. Х. Хауптманна; затоплен в 1992 при сооружении плотины им. Ататюрка. В прематериковом контексте найдено неск. микролитич. орудий эпипалеолита. В слое докерамич. неолита Б (до 2 м) выделено 5 строительных уровней.
Характер застройки вост. части Н.-Ч. на уровнях I–IV схож и лучше всего зафиксирован на уровне III: дома расположены 2 рядами, узкой стороной с входом ориентированы обычно на юго-юго-запад, в направлении долины. При возведении нового дома часто использовалась основа предыдущего. Всего изучено 29 разновременных домов – прямоугольных в плане (11,3–18,2×4,5–8 м), с несколькими помещениями (толщина внешних стен 0,3–0,6 м) и наземным каменным фундаментом. С внешней стороны вдоль длинных стен на расстоянии 1–1,10 м выявлены углубления и каменные обкладки от столбов (вероятно, поддерживавших крышу, выходившую за периметр стен). Стены сложены из известняка и покрыты густым раствором глины с добавками, в комнатах иногда фиксируется штукатурка. Подпол делился перегородками на каналы, с которыми связаны водосточные желоба. В домах и между ними известны углублённые, выложенные галькой очаги. По материалам уровня V (верхнего) отмечены разрыв в заселении Н.-Ч. и изменения в застройке. Под полами мн. домов обнаружены погребения, в осн. коллективные. Встречаются полные скелеты (вытянутые на спине или в позе эмбриона, иногда без черепов или с камнем на месте черепа), но чаще – группы костей (в осн. черепа, часто без нижней челюсти, и длинные кости скелета).
В сев.-зап. (отделённой ручьём) части Н.-Ч. открыты остатки 3 последовательно функционировавших монументальных построек (уровни I–III). С северо-востока к ним примыкала стена (толщина 0,5–0,9 м, сохранившаяся высота 2,8 м), вероятно, символически отделявшая сакральный участок. Строение I сооружено в котловане, врезанном в склон на глубину ок. 3 м. Строение II (13,9×13,5 м) ориентировано входом на юго-запад. Внутри с 3 сторон у стен находилась скамья (ширина 1 м) из бута (в т. ч. от сооружения I) и глины, покрытая каменными плитами; в неё на расстоянии 2,3–2,4 м включены основания 13 прямоугольных в сечении (0,5:0,4 м) рельефных стел. Их Т- или (реже) Г-образная капитель обозначала голову, столб – сильно стилизованное туловище человекоподобного существа со слегка согнутыми руками и кистями рук, сложенными на животе (т. н. стелы типа Н.-Ч.; рис. 1; ближайшие аналогии известны в Гёбекли-Тепе, см. «Урфа»). От входа внутрь вели 2 ступеньки; пол (толщиной до 15 см) был сделан из кусочков известняка, отшлифованные сверху, они составляли серо-белую мозаику. Стены и скамьи покрыты белой штукатуркой, есть следы красной и чёрной росписи. В юго-вост. стене была ниша 1,85×2,5 м; внутри неё расположен постамент. В вост. углу на каменной скамье, как и в строении I, установлен прямоугольный подиум, в котором замурована каменная скульптура птицы. В нём, а также в постаменте ниши, скамье, стенах были замурованы части стел строения I. Центр. часть этого помещения сильно разрушена. Строение III (12,1×12,8 м; рис., 2) также имело скамью; в неё с промежутком в 2,5 м вмурованы 10 стел, 2 установлены у входа и 2 – в центре. В основании ниши, находившейся теперь напротив входа, было замуровано изображение человеческой головы из известняка (выс. 37 см; на затылке – спускающаяся с макушки коса-змея), в скамье под нишей – фигурка «птицечеловека» выс. 23 см. Перед нишей найден фрагмент, который изображает человеческий торс (выс. 37 см).
Всего в Н.-Ч. обнаружено 14 крупных каменных фрагментов и скульптур (не считая стел) антропоморфных существ, птиц, существ смешанного типа; реконструирована часть колонны с композицией из рельефных фигур женщин и птиц (рис., 3). За пределами сакрального района найдено 670 антропоморфных (179 мужских) и 30 зооморфных глиняных статуэток. Найдены также фрагмент каменного сосуда с рельефным изображением 2 человеческих фигур, стоящих с поднятыми руками и расставленными ногами (предположительно в ритуальном танце) по бокам от черепахоподобного существа; известняковая пластина с вырезанным рисунком трёх бегущих людей. В доме 6 (уровень III), наряду с обычными для жилищ Н.-Ч. находками, обнаружены: каменные, костяные и роговые инструменты для изготовления скульптур и, вероятно, др. изделий; обломки известняка; модель столба Г-образной формы; неск. маленьких каменных антропо- и зооморфных скульптур, в т. ч. изображения человеческих голов и маски.
Среди кремнёвых изделий преобладают лезвия-вкладыши; черешковые («библосские») и овальные наконечники стрел имеют аналогии на памятниках докерамич. неолита с территории Сев. Сирии; характерны также скребки, свёрла, долота. Из камня (известняк, базальт, мрамор, стеатит) делали плитки, песты, ступы, тёрочники, «утюжки» с поперечным желобком, сосуды, «камни для пращи», бусы. С уровня III появляются «булавы». На уровнях IV и V найдено 44 шлифованных топора. Есть костяные проколки, костяные и роговые рукояти, «крылатая» бусина из самородной меди. В основе хозяйства охота (газель, зубр, кабан, олень, лань, дикий осёл и др.) и собирательство (фисташки, миндаль, виноград и др.). Есть свидетельства раннего земледелия (пшеница-двузернянка, чечевица, горох, вика), разведения коз и овец.
Материалы Н.-Ч. и др. памятников в верховьях Евфрата (напр., Бирис-Мезарлыгы, Сёгют-Тарласы) и Тигра (Халан-Чеми, Немрик и др.) свидетельствуют о переходе к оседлому образу жизни, появлении элементов производящей экономики, «революции символов» на основе местных эпипалеолитич. традиций независимо от левантийского региона. Ок. 8000 до н. э. эти традиции прерываются, но их отдельные черты прослежены в материалах некоторых поселений эпохи керамич. неолита, напр. Саби-Абьяд (Сев. Сирия, 7-е тыс. до н. э.), Чатал-Хююк, в культурах Халаф, Самарра, Убейд.